Если посмотреть фильм «Кадкина всякий знает» (1976), то можно увидеть глубину актерского таланта Георгия Буркова

«Кадкина всякий знает» — великолепный фильм, который смотрится на одном дыхании. Игра актеров – сильная сторона фильма. И сама история добрая, трогательная, с нотками юмора.

Сюжет: Кузьма возвращается с фронта. ВОВ закончилась, впереди прекрасная мирная жизнь. В селе мужчину ждут жена и четверо сыновей. В поезде Кузьма знакомится с молодой матерью, которая едет с маленьким сынишкой. Во время короткой остановки поезда женщина передает Кузьме ребенка, а сама спешит наполнить фляжку водой. Из-за другого поезда, который перекрыл женщине путь, она не успевает попасть на свой. Выглядит это так, будто она бросила сына. Об этом говорят и старушки – пассажирки поезда. Кузьма подъезжает к своей остановке. Ребенка он оставить в поезде не может, берет его с собой.

Перед тем, как идти домой, Кузьма навещает кума – веселого и болтливого мужчину. Тот делает вывод, что ребенка Кузьме родила другая женщина. И эту новость он доносит до Пелагеи – жены Кузьмы. Конечно, о такой громкой истории узнает все село. Все считают, что этот мальчик – ребенок Кузьмы. Ведь в молодости Кузьма был тот еще «ходок». Кузьма говорит правду, а ему не верят. Тем временем, и он сам, и его жена привязываются к ребенку.

Главную роль великолепно сыграл Георгий Бурков. В «арсенале» актера много комичных персонажей. А тут мы видим не только тонкий юмор, но и драму, глубину. Даже внешне Георгий Бурков преобразился, военная форма ему к лицу. Много моментов, когда актер одним взглядом демонстрирует богатую палитру чувств. В начале фильме Кузьма, слыша шум приближающейся телеги, оставляет ребенка на обочине. А когда понимает, что этого неродного малыша увозят в неизвестность, появляется стыд, досада, сожаление. Кузьма возвращает ребенка.

Или другой момент. Кузьма после долгой разлуки с семьей подходит к родному дому. Во дворе он видит жену, сыновей. На руках он держит ребенка, появление которого придется объяснить. Эта сцена без слов. Но в глазах актера и нежность к родным, и просьба понять его поступок.

Людмила Зайцева сыграла жену Кузьмы. Здесь тоже талант и полное раскрытие характера героини. Пелагея гордая, но добрая женщина. Ребенка она сначала воспринимает как помеху, как досадное обстоятельство. Но материнское сердце не железное. Проявляется нежность к этому малышу. Пелагея поет мальчику колыбельные, старается накормить получше. Начинает принимать его душой. Но сделать ей это не так просто.

Подруга, которую сыграла Майя Булгакова, не дождалась с фронта мужа. Она говорит о том, что пусть бы вернулся живой, хоть с троими детьми, но вернулся. А Пелагее кажется, что Кузьма придумал неправдоподобную версию, и на ней настаивает. В поезде, в котором ехали женщины, никто не взял малютку. Разве такое бывает? После окончания ВОВ войны время было смутное, неспокойное, сирот старались обогреть. Пелагея не верит, что только Кузьма решился взять ребенка. Да еще малыш, глядя на Кузьму, произносит «тятя, тятя». Все указывает на то, что ребенок родной для Кузьмы. Но почему же он в этом не признается? Такие сомнения и горькие мысли посещают женщину.

В картине в роли старшего сына Кузьмы появился актер Роман Мадянов. Тогда ему было 14 лет. В фильме небольшая, но яркая сцена с его участием. Когда мальчик ввязался в драку с соседскими мальчишками. И потом он горько и с отчаянием говорит отцу: — Зачем ты пришел? Нажил ребенка на стороне, оставался бы там. Талантливо сыграно. Ну, а кум в исполнении актера Бориса Новикова вызывает улыбку одним своим появлением на экране.

Финал истории сильный, вызывающий бурю эмоций. Малыш заболел, Кузьма и Пелагея везут его в районную больницу. Кузьма не может ответить на вопросы строгой женщины-врача. Как зовут мальчика, чем он болел в младенчестве, что за шрамик у него под лопаткой. И Пелагея принимает волевое решение. Она говорит: — Зовут Саша, фамилия Кадников. В этот момент женщина сердцем приняла этого ребенка. Супруги возвращается в село, и видят мать мальчика, которой, наверное, больших усилий стоило разыскать дом случайного попутчика.

Фильм хорош даже в деталях. Это поезд в начале картины, когда люди ехали в нем без элементарных условий, забирались даже на крышу, занимали любое свободное место. Лишь бы скорее добраться домой. Это деревенский быт, убранство домов. В картине мы видим еще разрушенный Хутынский монастырь, восстановление которого началось как раз в 1976 году. Сцены сенокоса, когда женщины и оставшиеся в селе мужчины уходили на работу, а дети в узелках несли им нехитрый обед – несколько вареных картофелин, лук, соль и хлеб. В одной из сцен сын Кузьмы говорит: — Мама всегда мне отдает свою картошку, она быстро наедается. Понятно, что женщины ходили полуголодными, старались накормить детей. Столько трогательности и человечности в таких моментах.

«Кадкина всякий знает» — фильм, который хочется пересмотреть несколько раз, чтобы открыть какие-то новые грани, еще раз насладиться актерской игрой.

Оцените статью
Если посмотреть фильм «Кадкина всякий знает» (1976), то можно увидеть глубину актерского таланта Георгия Буркова
О фильме «Путь к причалу» (1962)