Думаю, что вы прекрасно помните эту драму с элементами детектива, снятую в 1977 году Владимиром Басовым. Фильм был еще черно-белым, потом его отреставрировали и колоризировали. Для своего времени картина стала новаторской в плане технологий: были задействованы одновременно три камеры, при этом Басов впервые использовал прием пересечения пространства по диагонали, что позволяло смещать центр драматического действия. Критики фильм оценили очень высоко, а зрители… А зрители до сих пор пишут, что он относится к любимым фильмам и что его часто пересматривают. Вот что есть настоящий успех.
Но вернемся к нашим баранам.
Заголовок все прочитали, и сейчас я расскажу вам свое мнение. Вы в комментариях можете написать свое.
Итак, это перенесенная на экран телевизора пьеса. В ней всего 7 действующих лиц. Есть еще восьмой — Мартин, брат Роберта. Но поскольку за год до событий пьесы он скончался, то по понятным причинам в пьесе он заочный персонаж. При этом 6 из 7 персонажей так или иначе состоят в отношениях друг с другом: Роберт и Фреда женаты, Гордон и Бэтти тоже. Фреда была любовницей Мартина, Олуэн любит Роберта, Роберт влюблен в Бэтти, Бэтти была любовницей Стэнтона, Стэнтон влюблен в Олуэн, а Гордон состоял в отношениях с Мартином (да-да, вам не показалось). Смотрите не запутайтесь. Из всех семерых только Мод Мокридж не при делах — она сторонний человек, наблюдатель.
С положительными персонажами в нем все ясно, как Божий день — это Роберт Кэплен (Юрий Яковлев), единственный человек, свято верящий в хорошее в людях. Вообще просто удивительно, как он может управлять издательством при такой мягкотелости и недальновидности. За столько лет не догадаться, что жена ему изменяет да еще и с его же братом — ну, я не знаю, надо быть слепым. Ну это ладно, не о нем разговор. По большому счету Роберт единственный более-менее положительный персонаж в этой пьесе, а вот все остальные вынуждают брезгливо поморщиться, особенно…
Нет, это не Фреда, изменявшая мужу. И не Олуэн, ставшая причиной гибели Мартина и год хранившая молчание. И не чрезмерно смазливый Гордон, не любящий женщин и использующий жену как прикрытие. И даже не циничный Стэнтон, укравший те самые казенные 500 фунтов.
Самый неприятный персонаж это Бэтти.
Эта милая курочка с кукольной внешностью, лопочущая всякую дребедень, типичная блондиночка из анекдотов, оказывается самой двуличной из всех присутствующих. Она эгоцентрична: тайком пробирается к коттеджу Кэпленов, чтобы подслушать разговор, а когда ее обнаруживают, выражает уверенность, что присутствующие говорили о ней. Да неужели? Им больше поговорить не о чем? Но она убеждена, что является самой интересной фигурой в этом обществе. Она намеренно создает себе имидж необремененной интеллектом блондинки — это выгодно, кто заподозрит такую милаху в каких-то неблаговидных поступках? Ей извиняют всё, никто не смеет предъявить ей претензий, а если это и случается, тут же образовываются заступники: «Отстаньте от ребенка!»
Да, почти у всех персонажей рыльце в пушку. Но их поступки выглядят более честными — Олуэн молчала из-за страха, Феда вступила в связь с Мартином из-за того, что искренно любила его. Стэнтон украл деньги, чтобы расплатиться за любовь Бэтти, и, воспользовавшись смертью Мартина, позволил думать окружающим, что деньги украл Мартин. А сама Бэтти… Даже узнав правду о муже, она делает вид, что все прекрасно и даже не подумает о разводе — он ведь богат и красив. А со Стэнтоном она спуталась по причине ненависти к каждому, кто находится в этой комнате, и ей хоть как-то надо выплеснуть эту ненависть, желательно при этом не растеряв имидж милой девочки. Она ненавидит всех, включая собственного мужа, но она живет с ним из-за денег и, падая в объятия Стэнтона, она опять же делает это не по любви и не бескорыстно, о чем цинично заявляет: она просто хотела попользоваться слабостью Стэнтона и выжать из него все, что только возможно. Именно это и толкнуло Стэнтона на кражу денег, в которой потом по очереди обвинили всех. Лицемерная и продажная тварюшка, которая по сути и запустила цепочку событий, приведших сначала к гибели Мартина, а потом ко всей той лжи и недосказанности, которых не вынес Роберт и тоже ушел из жизни.
А для вас кто самый неприятный персонаж в этом фильме?
Парочка интересных фактов:
На Олуэн то же самое платье, что было на Барбаре Брыльской в «С легким паром»:
А на каминной полке стоят те же самые странноватенькие деревянные игрушки, которые через три года мы увидим в фильме «Ошибка Тони Вендиса». Будете смотреть — приглядитесь.
Вот они, эти совы в левом углу. И в «Ошибке» будут и королевские гвардейцы, и ковбой с пистолетом, и все остальные.