Он так и не смог полюбить жену и её пироги и ушёл к другой. Но его друзья эту другую возненавидели

Примерно так можно изложить в общих чертах сюжет фильма, сегодня почему-то редко вспоминаемого фильма «Чужая» (1979). Меж тем, история, показанная на экране, никогда не теряла и не потеряет актуальности, мало того, она даёт поводы подумать о том, почему рождается и умирает любовь, есть ли границы у дружбы и что такое предательство.

Замечательный бонус драмы «Чужая» — чудесный и удачно составленный актёрский ансамбль.

Режиссёр Владимир Шредель и писатель и сценарист Юрий Нагибин познакомились, когда Шредель снимал первую самостоятельную ленту «Ночной гость» по сценарию Нагибина. Произошло это в 1958 году и позже режиссёр и сценарист ещё не раз сотрудничали. На тех же съёмках, к слову, Шредель впервые встретился и с актёром Георгием Жжёновым, который в «Чужой» сыграет ключевую роль. Возможно, даже самую важную.

Очередной совместной работой тандема Нагибин-Шредель стала мелодрама «Чужая», экранизация одноимённого рассказа, опубликованного писателем в 1976 году. Его центральные персонажи — две пары. Чета Кунгурцевых — образцово-показательная семья: Павел — директор крупного завода, ответственный хозяйственник, верный супруг и отец, прямой и принципиальный человек. Его жена Мария — под стать мужу: она — успешный и талантливый хирург. Другая пара образовалась совсем недавно. Алексей Путятин влюбился в Веру Дмитриевну и ушёл от жены. Павел, только что возвратившийся из Чехословакии, ошарашен этой новостью. Вера совсем не похожа на предыдущую жену Алексея, которую они с Марией обожали.

Мягкая, покладистая, добродушная, хозяйственная, артистичная, Липочка всегда была душой любой компании, неизменно угощала гостей разносолами, развлекала их песнями под гитару, обо всех заботилась. Вера же колка, ершиста, имеет собственное мнение, которое не хочет скрывать, она не собирается подстраиваться под других и заискивать, у неё слишком простая профессия (секретарь-машинистка),

а ещё благодаря ей Алексей внезапно познаёт отцовство: у Веры от предыдущего брака есть 14-летняя дочь, а у Алексея и Липы детей не было. Павел и Мария болезненно переносят развод Алексея и Липы и не принимают Веру. И даже во время совместных выходных, куда приглашены и киношники, которые сейчас что-то снимают на заводе Кунгурцева, общение не складывается. Вера для Кунгурцевых чужая, они считают поступок Алексея предательством (а он сам вообще-то счастлив и признаётся Вере, что жена Липа была прекрасной, но он так и не смог полюбить ни её пироги, ни её песни. Кстати, позднее и сама Липа скажет Алексею, решившему её навестить, что отношения в паре давно разладились и даже не будь Веры, они рано или поздно расстались бы).

Главные роли в картине получили Ия Саввина (Вера), Владимир Заманский (Алексей Путятин), Георгий Жжёнов (Павел Кунгурцев) и Инна Кондратьева (Мария Кунгурцева). Внешне актёры не соответствовали тем описаниям персонажей, что были в рассказе Юрия Нагибина, но

режиссёр искал в них не схожие черты лица, а способность передать ощущения: любви, приязни, доброжелательности или, напротив, резкости, подавляемого отторжения, злости.

Занятно, что ключевыми здесь стали образы Веры и Павла, на их противостоянии, порой явном, порой скрытом большей частью завязан сюжет.

Ия Саввина отнеслась к своей героине дружески и видела её непростую, но понимающую и сочуствующую. Вера отчётливо видит стену, которую выстраивают Кунгурцевы, но всё равно не хочет, чтобы порвалась многолетняя и глубокая дружба между Алексеем и Павлом. По словам актрисы, это история

«о потребности людей в понимании, о том, что личная жизнь двоих — тайна, к которой нужно относиться деликатно, бережно».

Но именно туда, в эту весьма интимную область, беспардонно ломится Павел, такой, казалось бы, всесторонне положительный и безупречный.

В других ролях блистательный Леонид Оболенский (актёру уже под 80, но он по-прежнему в отличной форме), Ирина Губанова, Олег Белов.

В роли Липы — Любовь Стриженова,

а младшего сына Кунгурцевых Митя сыграл юный актёр, который вот-вот станет всесоюзной знаменитостью и любимцем зрительниц, — Никита Михайловский. Но в титрах у него другая фамилия — Сергеев. Дело в том, что воспитывал Никиту отчим, режиссёр Виктор Сергеев. Его-то фамилию поначалу и носил маленький Никита. Собственно, и в кино он попал благодаря отчиму. И, что интересно, дебютировал Никита Михайловский как раз у Владимира Шределя в драме «Ночь на 14-й параллели» (1971).

А ещё обратите внимание, что

в «Чужой» Никита Михайловский выглядит совсем мальчиком, но всего лишь через три года он заметно возмужает и превратится в статного красавца Ромку

из романтической школьной мелодрамы «Вам и не снилось» (1981).

Как часто бывает, фильм, действие в котором происходит по сюжету примерно в одном месте, создавали в разных концах страны. Завод, возглавляемый Кунгурцевым, изобразил химический комбинат «Азот» в Черкассах на Украине, а сцены за городом, куда отправилась отдыхать компания, снимали под Ленинградом в Сосновом бору. Осенью 1978 году фильм был готов, в январе 1979 года состоялась его премьера на тв.

Выводов делать не буду. Просто посмотрите фильм. Это отличная психологическая драма, и довольно редкий случай, когда перед зрителями совершенно живые герои без ярлыков. У каждого есть и достоинства, за которые их можно полюбить, и недостатки, вызывающие раздражение.

В «Чужой» нет положительных и отрицательных персонажей, каждый из них — картина, написанная сотней оттенков, а не чёрной и белой красками.

Кстати, по мнению многих зрителей, Кунгурцев испытывал к прежней жене Алексея Липе не совсем, так скажем, дружеские чувства. Напрямую об этом нигде не говорится, да и в рассказе ничего такого вроде нет. Но стоит вглядеться в лицо Георгия Жжёнова, когда его Павел говорит о Липочке, и тут же закрадывается мысль, что всё совсем не так просто, как на словах. У вас не было такого ощущения?

Оцените статью
Он так и не смог полюбить жену и её пироги и ушёл к другой. Но его друзья эту другую возненавидели
Хитрая соседка