«День без вранья? Значит остальное время советская власть врет?»: за что простенький фильм о советском учителе 20 лет пролежал на полке

Режиссерская карьера Алексея Коренева, поставившего «По семейным обстоятельствам» и «Большую перемену», в первые десятилетия складывалась неважно. В начале 50-х он окончил ВГИК и занимался кинохроникой в Прибалтике. Затем попал на «Мосфильм», где работал ассистентом Эльдара Рязанова. К тому моменту его однокурсники в лице Владимира Наумова, Марлена Хуциева и Александра Алова уже сделали себе имя.

Тернистый путь и помощь однокурсников

Алексей Александрович не был пробивным человеком, который ради достижения цели «пойдет по головам». Поэтому первую самостоятельную ленту ему удалось поставить лишь в конце 50-х, и называлась она «Черноморочка». За сценарий фильма отвечал Алексей Помещиков. Он написал его еще во времена Сталина, основываясь на идеологии того периода. Разумеется, история получилась неактуальной, а готовый фильм подвергли жесткой критике. Полноценный дебют Коренева вышел скомканным, да настолько, что его вернули в ассистенты.

В 60-х годах начинающая писательница Виктория Токарева написала рассказ «День без вранья», который попал на страницы журнала «Молодая гвардия». При «Мосфильме» существовала творческая студия «Слово», руководителями которой были Владимир Наумов и Александр Алов. Эльза Леждей, состоящая в браке с Наумовым, прочла произведение и показала его супругу. Буквально на следующий день Владимир Наумович вышел на контакт с Токаревой и подписал документ, позволяющий сделать экранизацию. Она приступила к написанию полноценного сценария, ведь оригинальный рассказ тянул лишь на короткометражку.

Изначально снимать картину должен был Андрей Ладынин. Правда из-за отсутствия общего языка с Токаревой к работе подключили Георгия Данелию, который согласился помочь с подготовкой материала, но лишь ради давнего друга — постановщика Александра Серого. Последний недавно вышел из тюрьмы и жаждал вернуться к режиссуре. Данелия предполагал, что новая лента поможет ему реабилитироваться в глазах начальства. Однако последнее слово было за Наумовым и Аловым, которые вспомнили про однокурсника Коренева и добились, чтобы предстоящую ленту снимал именно он.

Подбор актеров и первые трудности

На главную роль молодого учителя хотели пригласить Евгения Стеблова, успевшего зарекомендовать себя картиной «Я шагаю по Москве». Кореневу нравилась его кандидатура, только существовала одна сложность. Дело в том, что Стеблов проходил службу в Центральном театре Советской Армии, а дать освобождение на время съемок можно было лишь с разрешения режиссера Леонида Хейфеца и руководителя Андрея Попова. Но в период отпусков обоих не оказалось на месте. В итоге Кореневу пришлось сначала ехать к Хейфецу на его подмосковную дачу, а затем покупать билет в Минводы, где отдыхал Попов.

Алексей Александрович долго работал ассистентом у Рязанова и успел познакомиться со многими актерами из его постоянной обоймы. Так к проекту подключились: Любовь Добржанская, Готлиб Ронинсон, Андрей Миронов и Евгений Леонов. Также Кореневу удалось привлечь Инну Макарову и Леонида Куравлева.

Роковое совпадение и цензура

Снимали фильм в столице, причем неподалеку от новостроек. В кадр попали многие занимательные моменты, например, строительство гостиницы «Россия» или проспекта Калинина. Несмотря на практически полное отсутствие собственных полнометражных работ, Коренев имел огромный опыт. Во время съемок он не занимался творческими поисками, заранее понимая, что хочет видеть в кадре. Поэтому работа проходила в спокойном и размеренном ключе. А вот ближе к ее окончанию начались тревожные звонки…

Изначально цензорам не понравилось рабочее название фильма, которое было целиком взято из первоисточника. Как это «День без вранья?». Значит все остальное время советское правительство врет? Возможно, к названию не возникло бы претензий, однако в картине присутствует сцена, когда главный герой едет в автобусе и размышляет над тем, почему люди постоянно врут. Тем временем пассажиры пристально читают газеты, в том числе и «Правду».

Рабочее название сменили, а в остальном лента соответствовала ожиданиям. Оставалось ждать премьеру, после которой карьера режиссера заиграет новыми красками. Но к большому сожалению сдача фильма совпала с датой, когда начался ввод войск на территорию Чехословакии. «Урок литературы» представляла собой оттепельную картину, которая акцентирует внимание на личности и свободе. Иными словами на вещах, которые в тот момент порицались властью.

Вдобавок многим не понравился главный герой, который якобы очерняет образ советского учителя. И тут история расходится: по одной из версий это сочли «вражеской пропагандой», по другой — совсем недавно вышла картина «Доживем до понедельника», а два кинофильма про учителей за один календарный год слишком много. Итог простой — фильм попал под запрет и отправился на полку.

Алексей Коренев продолжил считаться «слабым» режиссером, пока не начал работу над телефильмами, принесшими небывалый успех. Несмотря на новый виток в карьере постановщик продолжал думать над своим запрещенным детищем, которое в 1989-ом неожиданно увидело свет. Но премьера оказалась скомканной, ведь картина уже не соответствовала духу нового времени, давно утратив свою актуальность. Нынешнему зрителю она интересна по большей части лишь из-за громкого запрета длиною в 20 лет.

Оцените статью
«День без вранья? Значит остальное время советская власть врет?»: за что простенький фильм о советском учителе 20 лет пролежал на полке
Оказывается, Жеглов положительный герой. Вот так история!