Некоторые советские режиссеры мнили себя великими актерами. Все время старались влезть в кадр по поводу и без повода. Добро бы, когда Баталов играет Тибула. Во-первых, молодой парень изображает такого же молодого и задорного канатоходца-революционера. Во-вторых, все-таки Алексей Владимирович был выдающимся артистом, блиставшим и в чужих картинах тоже. Мог сыграть и фанатика Дмитрия Гусева, и почти идеального Гошу, и похабного нарколога Дмитрия Павловича.
Но были и другие случаи. Иногда выходило так, что все ресурсы советского кино привлекались к созданию масштабного, монументального фильма, а его автор неожиданно утверждал себя на главную роль и в преклонном возрасте изображал задорного юнца-сорванца. При том, что не входил даже в десятку самых кассовых режиссеров СССР. А кто же туда входил? Кто был на самом деле велик, а не только пытался изобразить из себя мэтра? Чьи фильмы посмотрело больше всего советских кинозрителей? Ведь зрителя не обманешь. Он на всякую ерунду не пойдет. И деньги за нее платить не станет.
Места с 4 по 10 занимают Вениамин Дорман, Сергей Герасимов, Алексей Салтыков, Александр Файнциммер, Владимир Басов, Евгений Матвеев и Станислав Ростоцкий.
Двух лидеров рейтинга вы легко назовете сами. Конечно же, это великие Леонид Гайдай (его фильмы посмотрело почти 500 миллионов человек) и Эльдар Рязанов (490 миллионов). А на третьем месте — Иван Пырьев. Можно сколько угодно оскорблять мэтра или даже по-доброму подшучивать над ним, изображая напыщенным сердцеедом.
Можно осуждать Пырьева за его отношения с женами, манию величия и диктат на «Мосфильме». Но тем не менее Пырьев действительно был велик. Его фильмы любили зрители, ходили на них. Иван Александрович прекрасно понимал, что как актер ничего из себя не представляет. Его сильные стороны были в другом. Представьте себе, если бы на старости лет Пырьев вдруг полез в кадр и в 57 задумал изображать на экране 26-летнего князя Мышкина? А ведь никто не мог бы противостоять режиссеру. Иван Александрович был человеком №1 в тогдашнем советском кино.
И все-таки была у Ивана Пырьева одна роль. Да-да, режиссер тоже разок снялся в кино — в 22 года. К сожалению, фамилия мэтра даже не указана в титрах.
В 1917 году при Наркомате просвещения создали организацию «Пролеткульт». Главной ее задачей было нести искусство в массы, придумав новую эстетику. Помните спектакль «Ревизор», на который в Тифлисе отказались идти зрители в связи с тем, что представляемое на сцене было полной чушью?
Это совсем не вымысел Гайдая. Вот примерно в таком духе и работал Пролеткульт. При постановке пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты» режиссер Сергей Эйзенштейн перенес действие в Париж, а главными героями назначил русских эмигрантов. Кроме того, в классическое произведение были внедрены цирковые элементы. По мотивом спектакля Эйзенштейн и снял фильм «Дневник Глумова». Посмотреть этот небольшой пятиминутный ролик по силам каждому, но рассматривать его нужно исключительно как артефакт эпохи. Ведь фильму в нынешнем году исполнилось сто лет. После «Дневника Глумова» не пройдет и двух десятилетий, и появятся «Сердца четырех», стоящие на принципиально другом уровне кинематографического искусства.
Что же касается Ивана Пырьева, в «Дневнике Глумова» он сыграл одного из клоунов.
Этот актерский опыт стал для Пырьева первым и последним. Больше Иван Александрович в кадре не появлялся. Зато прославился как один из самых крупных режиссеров в истории советской культуры.