В принципе, это самый яркий персонаж телефильма «Гардемарины, вперёд!» (1987) и его последующего неудачного кино-продолжения. Она не просто эффектная девица. Таких персонажей всегда было крайне мало в советском кино и в советском искусстве, как таковом. Дело не в том, хорошо это или плохо – просто факт.
Этакий вариант Анжелики, то есть якобы существовавшей красавицы, ловко вписанной в историческую реальность (вот здесь – о том, была ли у Павла Ягужинского дочь Анастасия или это – чистая выдумка). Прежде всего, она интересна тем, что в ней отсутствует чётко прописанная «положительность» или же «отрицательность».
Она – порождение Галантного века, но подана без дидактики, присущей нашему кино. В данный момент я и этот вопрос не обсуждаю, и о воспитательном значении произведений искусства – в следующий раз. Лишь констатирую – Анастасия Павловна не осуждается авторами за свой образ жизни и побег с шевалье де Брильи.
Мне доводилось читать разборы, где блогеры пытались «достроить» мораль – дескать, сначала предала всех, включая Родину и мать, а потом всё исправила. На деле, Ягужинская проявилась, как настоящая героиня авантюрного романа и – авантюрного столетия, а тогда привычно смешивали страсть и политику, а патриотизм был частью борьбы кланов.
Это мы и увидели в этом сюжете. Помогая мальчикам-гардемаринам, и опосредованно Бестужеву, девушка облегчала жизнь своим родственникам. Напомню, что мать героини происходила из клана Головкиных, первым браком была замужем за Павлом Ягужинским – от него родилась Анастасия, а вторым браком – за Михаилом Бестужевым, братом вице-канцлера.
Вице-канцлера весь фильм хотят свалить при помощи иностранных разведок. Героиня фильма (и повести), мадемуазель Ягужинская поступила так, как должна была бы поступить аристократка XVII-XVIII столетий, будь она реальной. Сбежала, чтобы спастись, а затем – влюбилась в Сашеньку Белова и помогла ребяткам с бумагами.
Кстати, об Анжелике, с которой я сравнила Настю. Помните, «маркиза ангелов», став изгоем общества после казни де Пейрака, сделала всё, чтобы вернуться ко двору? Причём, не затем, чтобы отомстить королю или, там, затеять смену династии, а …потому что надо выживать и – выживать красиво.
Да, в конечном итоге, нашла своего Пейрака, вовсе не казнённого, а спасшегося. Но перед этим были совсем другие приключения. Здесь то же самое. Что же до психологии поведения… Жила-была девочка. Богатая, привлекательная, годная невеста князьям.
Не то, чтобы надменная, но, как сказал Саша Белов: «Любить Ягужинскую – это всё равно что пылать страстью… к звезде!» Жила в роскоши и, главное, в ожидании ещё больших радостей. А тут – бац! – и финал бытия. Мать – под следствием, сама – в пустоте. Даже самостоятельные девицы её возраста теряются, а тут – балованная неженка.
И Брильи был тем, кто протянул ей руку в тот момент, когда все разбежались, как от холеры. К тому же, блестящий кавалер, из Версаля, с лицом Михаила Боярского. Лично я тогда недоумевала по другому поводу: «Ну почему она не любит Брильи?! Он же классный!»
К тому же, Белов так и не женился на Ягужинской и в фильме «Виват, гардемарины!» (1991) они всего-навсего любовники. Я бы придумала иначе – Настя уезжает в Версаль, а уже во Франции начинает работать на русскую разведку, попутно увлекая Людовика XV, но не подпуская его близко. Но это уже моя фантазия.
В общем, Анастасия Павловна Ягужинская запомнилась не потому что актриса Татьяна Лютаева была фантастически красива, а потому что оказалась нетипичной для нашего синематографа, зато близкой к героиням авантюрно-приключенческих романов, а внешность — просто вишенка на торте.