В эпоху Оттепели все дружно заговорили о подростково-юношеской любви, как о самоценном явлении. Ломались копья – одни утверждали, что в 14-16 лет возможна лишь дружба, как смысл отношений мальчика и девочки, другие – верили в то, что Ромео и Джульетта – это и наша советская реальность, третьи (наиболее тупые) во всём видели paзврат и призывали отслеживать «нездоровые склонности».
Хотя, и склонности вполне здоровые, и никакой мерзости в робких поцелуях нет. Бывали, конечно, разные случаи, но эти казусы считались реальным «позором на весь район». И вот — «Повесть о первой любви» (1957), снятая на Одесской киностудии режиссёром Василием Левиным по сценарию Марии Смирновой, Лауреата сталинской премии. Литературная основа — одноимённая повесть Николая Атарова.
Кинокартину создавали к конкретному событию — к Фестивалю молодёжи и студентов 1957 года, и на тот момент «Повесть…» считалась невероятно острой, злободневной и дерзко-смелой. Да и сейчас она смотрится довольно интересно. Кроме того, здесь задействованы Сергей и Кирилл Столяровы, причём, в ролях отца и сына. Два красавца в кадре – это впечатляет! Хотя… младшему всё же далеко до старшего.
Старшеклассники Оля Кежун (Джемма Осмоловская) и Митя Бородин (Кирилл Столяров) сначала подружились, а потом …возникло чарующе-весеннее чувство. Девочка намного «старше» по опыту бытия – у неё умирает мать от сердечного приступа, и отныне Оля должна сама выбирать дорогу. Мы видим, как обеспеченная и капризная старшеклассница, ленившаяся выучить уроки, резко превращается во взрослую девушку, вынужденную выбирать свой путь.
Тогда как Митя, всё ещё остаётся «папиным сыном». Впрочем, и он – наполовину сирота. Его воспитывает не столько отец, который вечно в командировках (по фильму он – военный, по книге – прокурор), сколько тётушка – учительница географии (в повести она – преподаватель английского и французского языков). Так вот! Отец настаивает на том, чтобы Оля жила в их доме, ибо негоже девчонке болтаться без присмотра.
Вокруг все (многие) решили, что он потакает влечению своего сына к не самой приличной девочке — Оля и раньше слыла троечницей, витающей непонятно, где. Этим озаботились не только престарелые ханжи, типа директрисы Болтянской (Александра Панова), но и молодые-бойкие руководители системы. Да. В этом фильме было сразу несколько «болевых точек», из-за которых сию лав-стори могли бы не выпустить в прокат.
Например, комсомольский босс районного масштаба, заведующий школьным отделом – толстый и красивый Белкин (Пётр Щербаков) изображён отрицательным героем, которого потом отстраняют от должности. Говорит штампами, да и откровенно глуп. Что помимо? В киноленте показана преступная заинтересованность взрослого мужчины – несовершеннолетней девочкой. Случай в тогдашней жизни редкий, но гадкий.
Тренер спортшколы Яков Казачок (Алексей Бахарь) явлен этаким роскошным подонком, а его привлекательная внешность подана в таких ракурсах, что представляется мeрзкой. Вышеозначенный мотив — самый скользкий и запрещённый не только в нашем искусстве, но и в буржуазном. Набоковскую «Лолиту», созданную в тех же 1950-х годах, долгое время не хотели печатать в Америке, да и в большинстве стран мира.
Только парижское издательство Olympia Press взяло на себя смелость, вызвав огонь на себя. Да и в легкомысленной Франции тут же начался скандал. А тут в советской кинокартине, предназначенной для юношества, мы видим этакого Гумберта – хорошо одетого, подтянутого, стильного, да ещё и поющего под аккомпанемент своего приятеля-музыканта (эту эпизодическую роль исполнил композитор Андрей Эшпай).
Разумеется, спортсмена-певца-пeдoф… бьёт Митя – за очередные приставания к девушке. Сцена избиения настолько эффектна, что представляет собой отдельную вишенку на торте. Здесь всё закончилось на радостно-мажорной ноте – все плохие наказаны, все хорошие – вместе. Поссорившихся влюблённых мирит лучший друг Мити – Аркадий по прозвищу Чап (Владимир Земляникин), хотя, ему вся эта лав-стори не особенно по душе.
Ну, ещё бы – Митя больше не хочет собирать приёмник, обсуждать книжки, гонять мяч и вообще — жить нормальной пацанской жизнью! Финал – трогательный и светлый – примирение, подстроенное тем самым хмурым Чапом. Но …будут ли герои вместе? Сказать сложно. В повести Оля возвращается в школу, а Чап и Митя уезжают из города – в столичные вузы. Чап – в Киев, а Митя – в Москву.
И оба пишут Оле письма: «Из Киева приходят удивительные по бестолковости письма, написанные к тому же «убийственным» почерком. Москва пишет с нежностью, с юмором и с таким изобилием подробностей (заказной бандеролью, на десяти, на двадцати, на двадцати пяти страницах), что ясно чувствуется желание человека не расставаться. Иногда попадаются даже стихи, чего раньше не наблюдалось».