«Избранные» — конформизм, дьявол и Татьяна Друбич

Этот фильм, как и роман-первоисточник, имеет религиозную основу, хотя, автор книги (католик) эту линию проводил явно, а условно-атеист, советский режиссёр не явил её чётко и выпукло — по вполне объяснимым причинам. Смысл в том, что нельзя подписывать договора с дьяволом – тот всегда обманет.

В данном случае в роли дьявола выступают спецслужбы Третьего Рейха, попросившие черкануть свою роспись под согласием сотрудничества, если в том будет необходимость. О чём речь? О драме «Избранные» (1982) Сергея Соловьёва по роману Альфонсо Лопеса Микельсена, президента Колумбии в середине 1970-х.

Он же выступил, как соавтор киносценария (вместе с Соловьёвым). Таким образом, лента – совместная, выезжали на «аутентичную» натуру, в Колумбию, а Википедия гласит, что работы велись даже в личном дворце Микельсена, и съёмочный процесс охраняла, контролировала …местная мафия.

По духу «Избранные» чем-то напоминают франко-итальянские фильмы 1970-х годов о переосмыслении фашизма, оккупации, коллаборационизма, etc, хотя, конечно, виден соловьёвский почерк с его романтическим смакованием руин да занавесей и – восхищением Татьяной Друбич на фоне тех руин и тех занавесей.

Перед нами история немецкого барона (по книге он – франкфуртский банкир и гораздо старше, чем экранный персонаж – ему 50 лет). Этот господин — из «пассивных антифашистов», которых, с одной стороны, бесил австрийский ефрейтор, а с другой – они предпочитали эскапизм, хихикали над расовой теорией, но никак не боролись с гитлеризмом.

(Интересно, что в наших детективах о разведчиках именно таких баронов чаще всего и вербовали наши чекисты). Но вернёмся к «Избранным» и главному герою, коего зовут просто Б.К. – автор не даёт ему даже полного имени – в стиле Франца Кафки, иной раз обозначавшего своих персонажей безликими аббревиатурами.

В роли Б.К. снялся Леонид Филатов. Сам режиссёр видел в этом образе только Александра Кайдановского, но с последним были проблемы — актёр оказался невыездным. Однако и Филатов хорошо справился, играя циника, бонвивана, любителя женщин и такого насмешника-пересмешника.

В конечном итоге о шуточках барона становится известно в гестапо. По счастливой (или несчастливой) случайности дело попадает на стол к одному из гестаповских боссов – бывшему соученику Б.К. – Линдингу (Александр Пороховщиков, который здесь до ужаса похож на Бенито Муссолини).

Тот берётся сам поговорить с Б.К. и предлагает ему два пути – или тот быстренько валит за рубеж, но при этом подписывает «ничего не значащие» бумаги о сотрудничестве, или …завтра за ним приходят и …всё. Барон, чуть-чуть поколебавшись, ставит росчерк и уезжает в Колумбию, где давно подвизается в бизнесе его брат Фриц.

Поначалу всё идёт недурно – Б.К. принят в местном бомонде, и его буквально атакует любовью роскошная сеньора Мерседес. В этой роли снялась одна из колумбийских звёзд — Ампаро Грисалес, озвученная Екатериной Васильевой. Да, Грисалес — весьма раскованно играет, как у нас тогда было не принято.

Также в озвучании приняли участие Анатолий Ромашин и Владимир Басов. В общем, фильм вышел крайне дорогостоящим и красивым. Эстетским! Герою кружит голову страсть. Но дамы света – ничто рядом со скромной хозяйкой маникюрного салона Ольгой Риос (Татьяна Друбич). Она не только красавица – она источник света.

Одна из самых лучших сцен этого выверенного фильма – ветер в салоне, колышущий белые занавески. Тут много цветовой символики – Б.К. постоянно ходит в светлом костюме, символизирующем этакую непорочность и непричастность. Когда же он отправляет Ольгу на заклание, та вся в траурно-чёрном облачении…

Информация о том, что Б.К. – «агент нацизма» стала достоянием гласности. Отныне барону нет хода – и выхода. Никуда. Он обречён. От него все отвернулись, а влиятельный человек из американского посольства (ещё один дьявол) соглашается пособить, но в обмен требует… Ольгу Риос. Трусливый барон соглашается.

Иногда пишут, что впервые в советском кино сцена грубого нacилия над женщиной была показана в перестроечном трэше «Меня зовут Арлекино» (1988), а вот и нет – именно здесь. Без натурализма, но всем всё ясно. При этом, фрагмент довольно длинный, динамичный и страшный. О, предательство не спасает Б.К.

Его убивает сын Ольги, почувствовавший себя опустошённым – этот подросток искренне привязался к другу матери, а потому не смог простить ему ни-че-го. Это — честный сюжет о конформизме, который часто приводит к гибели души и – тела. А началось всё с безобидной фразы главгероя: «Я просто хочу жить…» и не заморачиваться.

Оцените статью
«Избранные» — конформизм, дьявол и Татьяна Друбич
Она никогда его не любила? Юрий Богатырёв и Эва Шикульска: «Объяснение в любви»