Мечта стать популярным актером (актрисой) кино основана не только на предвкушении славы, частых командировок и знакомства со знаменитостями.
Вознаграждение, или оплата труда при выборе цели тоже стоят не на последнем месте.
Вопрос о том, сколько получают актеры за свой труд, волновал зрителей не только в прошлом столетии, но и в наши дни.
Известные и востребованные артисты жили в достатке, это бесспорно.
Их доходы были в целом идентичны оплате, которую получали работники тяжелого труда, шахтеры, например, а также работники умственного труда – ученые, академики.
У актеров было несколько источников дохода (как, впрочем, и сегодня).
Актеры были официально трудоустроены и «привязаны» к основному месту работы.
Как и все обычные люди, которые работали на каком-то производстве, в организации или кооперативе. Основным местом работы актеров был театр или киностудия.
В частности, Караченцов, Старыгин, Боярский, Янковский, Абдулов и другие актеры были трудоустроены в театре.
Там им числился стаж, назначались оклады и премиальные вознаграждения.
Актер Вячеслав Тихонов, в отличие от них, работал в киностудии, и это было его основным местом работы.
В советское время актеры не могли получать проценты от сборов, как, например, сейчас.
Размер гонорара, полагающегося за съемки в кино, регламентировался нормативной документацией, утвержденной Советом Министров.
В нем, в частности, говорилось, что вознаграждение актерам должно начисляться с учетом значимости роли, а также в зависимости от дарования, востребованности актера.
Сколько же получали в советское время актеры театра и кино?
Примерно по 120 рублей платили студентам, а также лицам, занятым в эпизодических ролях, включая детей.
Представители массовки, как и специалисты по шумам, получали примерно 60 – 85 рублей, ежемесячно.
Помимо основного оклада, актеры, исполняющие главные роли, получали гонорар – единоразовое вознаграждение.
Эту сумму актеры получали, когда съемки были полностью завершены. Ниже приведём статистику:
· Вицин за роль в фильме «Кавказская пленница» получил 3390 рублей, помимо основного оклада.
· Никулин за роль в комедии «Бриллиантовая рука» получил дополнительно к основному ежемесячному окладу 5188 рублей.
· Тихонов за роль в фильме «Семнадцать мгновений весны» получил денежное вознаграждение в сумме 5500 рублей;
· Демьяненко, сыгравший роль Шурика в «Кавказской пленнице» получил 5520 рублей.
Чтобы было понятно, что можно было купить на эти деньги, приведем такой пример: новую машину «Волга» в 1967 году можно было приобрести за 5602 рубля, «Москвича» с конвейера – за 4511 рублей.
Но и это еще не все.
Во время гастролей по провинциям, за авторские выступления тоже можно было получить существенное вознаграждение.
В итоге получается, что доходы актеров советского кино и театра составляли вполне «приличные» суммы.
Сколько платили режиссерам?
Эта категория творческих людей получала еще больше актеров. В частности, за фильм «Иван Васильевич меняет профессию» Леониду Гайдаю выплатили огромную по тем временам сумму – 18 тысяч рублей!
Те режиссеры, которые участвовали в фильме в качестве актера, получали два вида гонорара – за режиссерскую работу, и за актерскую деятельность.
На что можно было потратить такие «деньжищи»?
Вот этот вопрос вызывал большие затруднения. В те времена все «дефицитные» товары продавались льготникам, по очереди.
Чтобы понять, о чем идет речь, можно посмотреть фильм Эльдара Рязанова «Гараж».
Да, очередники между собой конкурировали достаточно жестко, ссоры могли вспыхнуть между родственниками и близкими друзьями.
Автомобиль, дача, благоустроенная квартира, все эти покупки можно было совершить, когда подойдет очередь.
На ввоз дефицитных товаров из-за границы был запрет, поэтому в Гражданском Кодексе СССР было предусмотрено суровое наказание за спекуляцию.
Так что, кроме денег надо было еще иметь связи, благодаря которым можно было купить дефицитные товары.