В короткий период перестроечного времени было снято немало фильмов.
Принято считать, что Перестройка началась в 1985 году и завершилась в 1991. То есть время преобразований длилось всего шесть лет, до развала Советского Союза.
Знаете, я очень люблю размышлять и фантазировать на тему «А что было бы, если бы…» Знаю, историки не любят сослагательного наклонения. И всё же, мне очень интересно, чтобы сейчас было, если бы СССР не исчез с карты Земли.
Не являюсь поклонником сериала «Чернобыль», но одна серия мне очень понравилась. Серия на тему «Если бы не было аварии на ЧАЭС».
Так вот, авторы сериалы предположили, что если бы авария на атомной станции произошла в США, а не в нашей стране, СССР бы сохранился. Мало того, процветал и развивался. Когда как США, наоборот, рухнул экономически и политически. А в Советском Союзе — свой Рунет с бесплатными терминалами на улицах, города цветут, а в кинотеатрах идёт блокбастер «Гостья из будущего-2».
Ниже на кадрах вы видите, как герой попадает в параллельную реальность, в которой СССР существует и прекрасно развит.
Мне эта версия очень понравилась…
Но, к сожалению, это только фантазии. СССР нет и блокбастер про Алису мы не увидим…
Вместо этого мы имеем большое количество разнообразных художественных фильмов на любой вкус и цвет, как говорится.
Я бы всё-таки для обзора перестроечного кино не брала фильмы 1985-86 годов. Во-первых, надо учитывать длительность съемочного процесса. Фильм, вышедший на экраны в 1985 году, начали снимать как минимум годом ранее. А тогда еще не было никакой перестройки.
Во-вторых, в эти первые годы авторы всё же по инерции снимали в доперестроечном духе. Немного позже стало появляться настоящее перестроечное кино.
Но это лишь моё мнение. Оппонируйте, если есть что сказать, дорогие читатели.
Так вот. В это время у режиссёров появилась возможность творить свободно, так как они хотят и видят. Порой эта свобода так заносила авторов, что стыдно за их перестроечные творения.
Многие из режиссёров с удовольствием вспоминают это время.
Кира Муратова так отозвалась о периоде перестройки:
Самый лучший для меня был период — это Перестройка: еще не было власти денег, безоговорочно провозглашенной и практикуемой, а идеология была отменена
Ну да, ну да… Вот и стали благодаря этой отмене главными героями плохие мальчики и девочки, а также тёти и дяди, которые куролесили в кадрах незнамо как.
Очень много стали снимать фильмом в жанре социальной драмы. А благодаря тому, что можно было снимать обо всех и вся, сформировалось такое направление как «чернуха». Преступления, наркомания, проституция и прочие прелести хлынули на экраны кинотеатров и телевизоров, смывая старое, доброе и вечное.
Теперь в ходу стали «Интердевочка», «Маленькая Вера», «Плюмбум или опасная игра» , «Авария — дочь мента» и другие.
Я уж не говорю про так называемое параллельное и авторское кино, режиссеры которых претендовали на новое слово в кинематографе.
Может, от бездарности? Не буду упоминать фио этих авторов в суе… Да где ж они сейчас? «Иных уж нет, а те уже далече…»
Так неужели тогда смотреть нечего не было? Такого нормального и приличного.
Было. Мало, конечно (опять я так считаю, моё личное-преличное мнение).
Вот так понять, что кино хорошее? Правильное, если его хочется пересмотреть А если фильм уже наизусть знаешь — это высшая степень зрительского признания.
Писала сейчас эти строки и поймала себя на мысли, что кинолент периода примерно с 1986 по 1991 год, которые хочется пересматривать очень и очень мало.
В эту категорию я могу отложить такие фильмы как «Курьер», «Кин-дза-дза» (много раз смотрела), пожалуй еще «Визит к минотавру» — детективный сериал (это ж все-таки Вайнеры).
Ну еще и фильм «Гений» с Александром Абдуловым. Смоктуновский там великолепен в образе мафиози советского разлива.
Ах да, забыла про великолепный фильм «Собачье сердце». Возможно, его можно записать в претенденты лучших перестроечных фильмов.
Больше вариантов у меня нет. Добавлю еще «Зеркало для героя» — интересная кинопритча по мотивам повести Рыбаса, когда герои попадают в прошлое и застревают там.
Я долго листала списки советских фильмов перестроечного периода… В целом картина складывается удручающая. Ничего интересного и гениального. Казалось бы, дали свободу творческому выражению. И логически, должны появиться гениальные шедевры отечественного кинематографа…
Но, увы, наоборот… И как это всё зрители смотрели? Наверное, по принципу: вчера было нельзя, а сегодня можно: значит, это хорошо, вот и смотрим.