Я посмотрела этот фильм в год его выхода и, несмотря на то, что в нем мощная драматическая составляющая, хорошая актерская игра и качественный сценарий, больше ни разу к нему не возвращалась, но до сих пор вспоминаю. Уж очень запала в душу эта пара — Вера и Александр Ларичевы. И, честно говоря, от образа Ларичева воротит до сих пор.
Кто не помнит, не знает — фильм снят по пьесе И.Грековой «Хозяйка гостиницы». а И.Грекова это творческий псевдоним известного советского математика, доктора технических наук Елены Вентцель, произведенный от слова «игрек». Несколько неожиданное авторство. Повесть написана на основе реальной жизненной истории знакомых автора Ольги и Константина Кирюшиных. Никто из них до экранизации не дожил.
В книге этого эпиграфа нет, а в фильме есть: «Нашим мамам и бабушкам посвящается», а сам фильм удивительно точно рассказывает о понимании места женщины нашими бабушками, прабабушками и у кого-то и матерями. Если говорить современным языком, то фильм ярко и сочно рассказывает о сексизме, царившем в обществе того времени, при этом в книге этого сексизма еще больше — авторы фильма его сгладили. Это драматичная повесть о том, что мужчины делали с женщинами ради себя, любимых. О том, как женщина и ее труд традиционно обесценивались в нашем обществе. И это считалось нормой.
Сюжет истории строится вокруг сосем юной девушки, не сказать — девочки, из бедной семьи Веры Бутовой, которой вдруг недоброй улыбкой улыбнулось счастье: ее взял в жены красный командир Александр Иванович Ларичев. Завидный жених по тем временам: военный, да не простой, а командир, а военных в те годы просто боготворили, ну и пусть что «почти пожилой» и в разводе, а сына своего называет глупостью. Но каков красавец! Статный, в форме, с пистолетом, бросил ради Веры жену с ребенком — настоящий мужчина. И начинается у Веры сладкая жизнь замужней бабы.
С одной стороны Ларичев дал ей престижный статус жены военачальника, положение в обществе, обеспечение, которого она без него и в глаза бы не видела. Его, вроде, и обвинить-то не в чем: не пьет, не бьет, любовниц (насколько мне помнится) не водил. А с другой стороны он лишил ее всего личного, сделал своей тенью. Нельзя иметь подруг, нельзя иметь желаний, нельзя иметь личных интересов. Есть только он. Его потребности, его желания, его нужды. Ее задача — быть удобной мебелью. Когда надо — ею пользуются, стала поскрипывать — задвинут в угол и не вспомнят. Скажи спасибо, если не вышвырнут вон.
При этом Ларичев не повышает голоса, не оскорбляет Веру, не бьет и даже говорит какие-то красивые слова:
— У тебя одно право — быть любимой.
— Чем я заслужил такое счастье? И чем я смогу тебе за него заплатить? Жизни не хватит.
— Ты — вся моя жизнь.
А бабье-то дело понятное: уши развесить. Любит. Не любил бы — не говорил бы такого.
Но на самом деле любовь Ларичева к Вере это любовь хозяина к вещи: моё. Пока вещь служит, ее любят. Перестала служить — в данном случае взбрыкнула бы Вера, возмутилась бы своим положением табуретки — выкинут. Нет никаких сомнений в том, что стоило бы Вере хоть слово сказать против мужниного, и ее постигла бы участь его первой жены, а он упорхнул бы дальше искать следующую жену-табуретку.
Он постоянно исподволь внушает Вере мысль, что смысл ее жизни в нем, любимом. Помню, как неприятно поразила меня сцена, в которой Ларичев приходит в избу, а у Вeры нет обеда — они только-только приехали, и она еще не сориентировалась, не нашла продуктов в этой дыре.
— Чего-то нет? Придумай, где взять. И не обращайся ко мне с пустяками. Я мужчина, выше этого.
Он выше этого, глядите-ка! Жpaть, простите, он не выше, а вот как продуктов достать — не царское это дело. И окончательно отвратила меня от светлого образа советского офицера история с aбopтом. Ларичев, не считаясь с желаниями и чувствами Веры, отправляет ее на aбopт, тем самым навсегда лишив ее возможности стать матерью. И после обильного многословия про сложное политическое положение, про скорую войну, про кочевую жизнь, он все же озвучивает истинную причину:
— Разве тебе меня мало? Тебе нужен кто-нибудь, кроме меня?
По сути Ларичев — конченный эгоист. Он — типичный мужик того времени, взращенный на идеях мужского превосходства. Большинство семей в те времена жили именно так: муж царь и бог, а жена при нем — так, недоразумение. Как он решит, так и будет, а баба — да кто ее спрашивает. Курица не птица, баба не человек. И это никого не возмущало. Бабушки и матери учили своих внучек и дочерей во всем мужу угождать и ему служить, и все терпеть, а то, не дай Бог, уйдет! Вера на все эти выходки только с обожанием смотрит своему Шунечке в рот. Вообще Верочка это та же Настенька из «Морозко» — ее морозят по-черному, а она: «Тепло, дедушка, тепло, милый». По большому счету в фильме показаны отношения «тиран-жертва». Кстати говоря, сам исполнитель роли Ларичева актер Александр Балуев считает этот образ одним из самых неприятных в своей карьере. И представьте себе его удивление, когда после выхода фильма тысячи женщин начали восхищенно вздыхать по Ларичеву: «Ах, какой мужчина!» Мужчины же ахали по Верочке: «Ах, какая женщина, мне б такую!» Кака любовь, кака любовь! Ну это из той же области, что «Любовь и голуби» — только там тиран жена, а муж жертва, но огромное число людей уверено в том, что это любовь у них такая. Вот очень хочется спросить уважаемых дам — а вы реально хотите, чтобы к вам так относились? Вы на самом деле хотите быть мебелью при муже?
Что примечательно, авторы фильма не подталкивают зрителей к выводам, не навязывают мораль, предоставляя им самим решать, правильны ли такие отношения в семье, должна ли женщина в семье иметь статус мебели. Наконец, остается открытым вопрос: а была ли счастлива Вера с таким мужем? Споры здесь бессмысленны. Все зависит от того, какие именно отношения женщина считает правильными. Если для женщины унижение и обесценивание и есть настоящее счастье, то кто ж ей доктор?