В статье «Самый неприятный персонаж фильма «Опасный поворот»» я упомянула платье Олуэн, которое затем появится в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» на Барбаре Брыльской. Мои дорогие читатели даже там умудрились устроить спор:
Итак. Ставим точку в спорах. Это одно и то же платье. И взято оно на складах Мосфильма. Это отрезное по талии платье, стиль которого перекликается в коллекцией в стиле сафари от Ив Сен Лорана. Впервые оно появилось в картине «Опасный поворот» 1972 года. Знатоки моды отмечают, что оно смотрится несколько старомодным для 1975 года. Это правда. Ведь изначально его шили для персонажа 60-х годов! В одном из интервью Барбара Брыльска говорила о том же — платье ей категорически не нравилось потому, что было старомодным и непраздничным.
А оказалось платье в «Иронии судьбы» по весьма простой причине: художник по костюмам в обеих лентах был один и тот же — Ольга Кручинина. По имеющимся сведениям, платье было специально сшито для «Опасного поворота». Оно было длины «макси» — в пол, у него были выпуклые пуговицы, а вместо тонкого пояса с пряжкой оно подпоясывалось темным полупрозрачным кушаком:
Оно должно было создавать образ состоятельной светской леди.
Заимствование одних и тех же костюмов в кинематографе норма, причем не только в советском, но и в современном голливудском — одни и те же платья и камзолы кочуют из фильма в фильм. Поэтому, когда началась подготовка к съемкам «Иронии судьбы», Ольга Кручинина отправилась на склады «Мосфильма» и набрала одежду там. Среди выбранного и оказалось то самое платье горчичного цвета. Его, конечно, пришлось подогнать под образ советской учительницы середины 70-х годов: подол сильно укоротили, заменили «родные» выпуклые блестящие пуговицы на плоские обтянутые тканью, а кушак заменили модным в то время пояском с золотистой пряжкой:
Бусы у Нади тоже из «Опасного поворота» и тоже укороченные:
Обратите внимание, что и пряжка, и бусы выполнены в одной цветовой гамме: золото+черный.
После выхода картины вокруг платья разгорелись споры. Часть зрительниц пришла в полный восторг и металась в поисках выкройки платья «как у Нади» (кстати, у моей учительницы по иностранному было похожее платье), а часть пришла в недоумение: почему Надю одели в такое невзрачное платье, а главное, почему она считает его праздничным. Скажем так: платье хоть и элегантное, но назвать его праздничным даже по светским понятиям можно разве что с очень большой натяжкой. Оно больше походит на повседневное платье, крой и цвет которого весьма характерны для одежды, которую носили советские учителя. Учителям в СССР предписывалось надевать на работу одежду строгую, без экстравагантных расцветок и деталей кроя, чтобы не отвлекать учеников от учебного процесса. То, что сейчас называют офисным стилем. В галерее вы можете посмотреть, как одевались в 70-е годы преподаватели школ:
Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что понятие праздничной одежды у советского народы было совсем иное, нежели у современных россиян. Ассортимент одежды в магазинах был невелик, а расцветки и фасоны весьма скучные. Праздничное зачастую означало не красивое, сверкающее, модное, а просто новое. Вот, взгляните на подборку новогодних фотографий времен Нади и Жени. Люди одеты очень просто:
В то время новая вещь зачастую не надевалась сразу, а убиралась в гардероб — «на выход». И бывало, так и висела в нем годами, пылилась, выходила из моды…
А платье Нади Шевелевой хранится в музее Мосфильма. Оно стало настоящей реликвией и символом эпохи.