«Ну и мура», «Дешевая мелодрама»: за что критики в свое время разгромили «Москва слезам не верит» и чуть не сняли с показов

— Что за муру про Золушку-лимитчицу ты мне предлагаешь играть? – недовольно спросила Вера у мужа.

— Вера, ты не права. Понимаешь, у Кати в жизни все как у нас с тобой. Она тоже приехала в столицу с одним чемоданчиком… — Владимир с пылом бросился убеждать жену…

По всем признакам «Москва слезам не верит» должен был стать провальной историей: слабый сценарий не оставлял шансов. «Пошлая сказка», «Рядовая мелодрама»: это лишь часть эпитетов, которыми режиссеры, актеры и кинокритики наградили сценарий.

…«Дважды солгавшая», так называлась пьеса Валентина Чернова, никак не хотела писаться. И когда он услышал про конкурс на фильм о Москве, с радостью перекроил свое «сырое» произведение под сценарий. На «подгон» ушло всего 19 дней! – слыханное ли дело!

Дальше, больше. На конкурсе каким-то чудом сценарий занял третье место. Правда, два первых и вовсе никому не присудили. Понимая, что этот сценарий ляжет в стол, автор по совету жены показывает его Меньшову.

Режиссер опус прочел, не вдохновившись, обещал Чернову подумать. На всякий случай Владимир показал сценарий жене и прочим маститым мастерам. Все в один голос советовали забыть про эту ерунду.

«Ну и мура!»: воскликнула Алентова, прочтя текст.

Меньшову во всем сценарии понравился один единственный момент – временной прыжок в двадцать лет. Мыслями он постоянно возвращался к истории Золушки из провинции.

В конце концов Владимир решился, но попросил Чернова переделать текст. Тот переписывать что либо отказался, считал его вполне оконченным.

Меньшов сам сел за печатную машинку.

Первой под «нож» режиссера попала сцена, где героини Муравьевой и Алентовой смотрят на приезд звезд кино 50-х. По сценарию это был приезд посла из Боливии к аргентинскому посольству.

Кстати, Юматов и Смоктуновский не горели желанием сниматься в маленьком эпизоде. А последний и вовсе был настроен категорически. К моменту съемок он был уже знаменит, а режиссер предлагал вернуться на несколько десятков лет назад, когда актера еще никто не знал. Это било по самолюбию.

Гоша из рядового электрика перепрофилировался в слесаря-интеллигента. Появился не выдержавший испытания славой хоккеист Гурин. Кстати, в конце фильма был эпизод, когда Гурин с галстуком на бок и другом-забулдыгой вновь является на дачу Тони и Николая. Эпизод по требованию начальства вырезали – хоккеист сборной, пусть и бывший должен держать слово!

С новым вариантом Меньшов пошел к руководителю Мосфильма. Сценарий, неожиданно, получил одобрение. Тут же выделили требуемый в 550 тыс. руб. бюджет.

Уже наслышавшись о неудачном сценарии, многие актеры отказывались участвовать в этом «балагане». Имя Меньшова на тот момент еще не имело веса. За его плечами был всего один «Розыгрыш».

В главной роли Меньшов видел Маргариту Терехову. Но та наотрез отказалась от съемок в «мыльной опере». Ирина Купченко тоже дала категорический отказ. В конце концов он предложил жене попробоваться на роль той самой Золушки-лимитчицы, которую Алентова изначально забраковала. Понимая, что не может отказать мужу, актриса согласилась.

С Людмилой тоже вышел стопор. По сценарию она – красотка. Жанна Болотова, Анастасия Вертинская, Валентина Титова, Людмила Савельева категорически отказывались от предложенной роли.

Совершенно случайно Меньшов увидел молодую и еще никому неизвестную Ирину Муравьеву в одном из спектаклей. Вот же Людмила! Пусть не красавица, но какая искра!

Муравьева, прочтя сценарий, к своей героине не прониклась теплыми чувствами: грубая, пошлая, неотесанная. Даже во время съемок еще долго жалела, что согласилась на эту авантюру. Спустя время актриса, конечно, поймет, что вытянула лотерейный билет с этим фильмом.

В роли Тоси режиссер видел Галю Польских, но той героиня показалась пошлой. Даже обиделась на режиссера за такое предложение. Нина Русланова, которая сама просилась на вакантное место, получила от ворот поворот, за что тоже обиделась.

Раиса Рязанова хотела играть Катю или Люду, но стала Тосей, чему тоже была не очень рада.

С кандидатурой Гоши тоже не клеилось. Олег Ефремов, Вячеслав Тихонов, Виталий Соломин сказали свое решительное «нет». Меньшов уже готов был сам взять на себя эту задачу, но вспомнил про Баталова.

Алексей, как и его коллеги, тоже хотел отказаться, но по каким-то причинам передумал.

— Знаете, я перечитал сценарий… — услышал Меньшов в трубке голос Баталова, — хочу попробовать!

В роли Саши Тихомировой Меньшов сразу видел только Наталью Вавилову. Но родители старшеклассницы были против. Они готовили дочь к поступлению в институт международных отношений. Отец даже стал встречать и провожать дочь в школу, чтобы та тайком не убежала на съемочную. Ей строго-настрого запретили подходить к телефону…

Съемки уже шли полным ходом, а с кандидатурой Александры все еще не решилось.

Выручил Баталов. Он отправился к родителям девушки. Те не смогли отказать уже знаменитому на весь Союз актеру. Наташе разрешили сниматься, а после выхода фильма родители уже не возражали против актерской карьеры дочери и разрешили поступать ей в театральный.

С кандидатурой оператора-ловеласа тоже было не все гладко. Актеры не спешили соглашаться на роль подлеца. Так ведь можно создать себе негативный образ. Юрий Васильев согласился и не прогадал.

Меньшов рисковал

На роли главных героев у него пошли малоизвестные актеры, в то время как в эпизодах играли признанные звезды уровня Табакова, Юматова, Басова.

Кстати, позже режиссер признавался, ему было важным, чтобы фраза: «в 40 лет жизнь только начинается» звучала именно от лица героя Басова. Остальные действия персонажу придумывали буквально на ходу.

Съемки шли споро, дружно. Меньшову удалось переломить общий негативный настрой команды к сценарию.

…Готовая картина легла на стол худсовета Мосфильма. Зная, что директор Сизов любит Москву, члены комиссии не спешили открыто критиковать картину. Мол, «чушь, конечно», но пойдет. Сизов все это слушал и вдруг не выдержал.

— Вот увидите, картину в народе полюбят и премий она соберет, что вам не снилось…

Как в воду глядел!

Перед выходом фильма на широкий экран посмотрело его и вышестоящее руководство.

— Что сказал Гришин? — волнуясь спросил Меньшов у Сизова.

— Да хоть бы и ничего не сказал! Уже все-равно, — ухмыляясь ответил директор Мосфильма – Брежнев в восторге!

На этом критика фильма не прекратилась. Меньшова упрекали в том, что он «лакирует действительность». Фильм называли сказкой, мол, в современном мире женщина может пробить себе дрогу наверх только через постель.

Андрей Тарковский сообщил, что такую дешевую мелодраму каждый дилетант может снять «одной левой», и это в то время как с его «Зеркала» и «Андрея Рублева» зрители уходили толпами и требовали вернуть деньги за билет.

Михаил Ульянов тоже не льстил режиссеру, обвиняя в сказочности и нереальности сюжета. О том, что женщина сама бы таких высот не добилась, только через любовника – его главный аргумент.

Досталось и Алентовой

На афишах советских кинотеатров не было изображения главной героини. Объяснили просто – не нашли хороший снимок. Странно, вот французские коллеги это сделать смогли!

Критики недолго бравировали. Кассовые сборы красноречиво свидетельствовали о том, что фильм зрителю нравится. Только за первый год его посмотрели 85 млн. человек!

Сто стран купили этот фильм к прокату у себя. Вот только Меньшова за границу представлять свой фильм не пускали. Критики, так круто обманувшиеся в своих ожиданиях по поводу «дешевой мелодрамы», сделали все, чтобы режиссер не смог сполна насладиться триумфом.

«Наверху» понимали, что это мелочная месть, но меры вынуждены были принимать. Лишь спустя годы Меньшов узнает, что в столе вышестоящего начальства лежало два доноса на него. Из-за них он был невыездным…

Скандал разразился в начале 80-х

США приобрели фильм «Москва слезам не верит» за 50 тысяч долларов. За год в прокате было собрано 2,5 млн. долларов. Конечно, фильм номинировали на «Оскар» в номинации как лучший иностранный фильм.

Режиссер получил приглашение письмом на свой домашний адрес. Но и в этот раз его не выпустили.

Да, Советский Союз тогда опозорился, когда на сцену за статуэткой вышел не режиссер, а атташе советского посольства по культуре. Уже на следующий день все газеты трубили, что статуэтку получил член КГБ.

Сам Меньшов сначала не поверил, что его фильм действительно завоевал «Оскара». Смеялся. Дело в том, что новость к нему долетела в аккурат на 1 апреля. Но когда информацию подтвердили из Госкино (а там шутить не любят даже в праздники) и вечерние новости, Меньшов понял, что это правда.

Чем же так зацепил советский фильм американского зрителя? В те годы не только советские граждане свято верили, что за границей живут одни враги. Американцы тоже воспринимали советскую страну как угрозу для своей государственности. И вдруг с удивлением узнают, что в «диком Советском Союзе» есть метро, красивые женщины, высотки и по улицам не ходят в косоворотках и красных платках с револьверами в карманах…

Своего Оскара Меньшов получил лишь через восемь лет после позорного инцидента

Во время церемонии вручения премии «Ника» режиссера пригласили на сцену. Тогда под шквал аплодисментов ему и вручили хранившуюся все эти годы в Госкино статуэтку. Предполагалось, что за кулисами обладатель «Оскара» вернет ее обратно, но он этого не сделал.

Вот так спустя годы награда нашла своего героя, и даже плотный щит из критики «высоких» ценителей кино не помешал картине стать любимой на многие годы.

Оцените статью
«Ну и мура», «Дешевая мелодрама»: за что критики в свое время разгромили «Москва слезам не верит» и чуть не сняли с показов
Невероятно красивая Лидия Федосеева-Шукшина в мелодраме 50х «Сверстницы»