О двухсерийном телефильме «Ищите женщину» (1982) пишут много и с удовольствием. Здесь прекрасно всё – от режиссуры Аллы Суриковой до игры актёрского ансамбля. Хотя, и это не всегда работает – есть ленты, где и режиссёр хорош, и группа – звёздная, а на выходе – халтура. А тут видно, что всем было интересно участвовать в проекте.
И ещё один момент – в советском исполнении чудесно получалась Англия, тогда как, если «наши играли французскую жизнь» (с) чаще выходила опереточно-водевильная прелесть с набором штампов, даже, если экранизировали что-нибудь серьёзное. А в этой телеработе удалось поймать дух Франции.
В тот момент, когда главная героиня, Алиса вспоминает, как она двадцать лет назад танцевала с Рири, …представляются кадры из французского кино рубежа 1950-1960-х годов… Однако «Ищите женщину» — это не только захватывающий детектив и трогательная линия мадемуазель Постик и полицейского Грандэна; тут невероятно привлекательная эстетика.
В своё время довелось прочесть статью, где говорилось о том, что советское кино игнорировало эстетический аспект, увлекаясь либо дидактикой, либо психологией. Это верно лишь отчасти. Действительно, первым планом всегда выдвигалась смысловая конструкция – мысль, идея, идеал, вывод.
Фон – несуществен или малосуществен. Исключения, конечно, есть. Допустим, в этом фильме всё иначе – декорация приковывает взгляд, создавая особую ауру. Офис мэтра Роше – это роскошное помещение стиля Ар нуво. Этот чертог полностью создали на «Мосфильме», хотя, я была уверена, что это – часть какого-нибудь доходного дома 1890-1910-х годов.
Высокие полотки, характерные виньетки на дверях и окнах. В одной из сцен мелькает гравюра с профилем некоего мужчины в парике XVIII века – подразумевается, что контора существует очень давно. Шик бывает неуютным, а здесь всё веет теплотой, будто это не деловое помещение, а жилое, при том обжитое последние лет …много.
Кстати, уголок Алисы Постик чем-то напоминает …статистическое учреждение из «Служебного романа» (1977) – там тоже была полусказочная атмосфера, не слишком похожая на реальные ведомства, как советские, так и зарубежные. В «Ищите женщину» тот уют был усилен.
Тёплая подсветка разнообразных ламп и торшеров – в такой конторе хочется пить горячий шоколад и листать Vogue, а не работать. У мэтра Роше в кабинете видят постеры с изображением рекламных красавиц Альфонса Мухи – одного из видных представителей того самого Ар нуво.
Изумительно парижский типаж грузинки Софико Чиаурели в образе Алисы Постик. А в каких пёрьях она появляется во второй серии! Правда, её стиль мне кажется, скорее, забавным, чем интересным, но так положено по роли. Постик — чудачка, болтушка, женщина-курьёз.
Далее – мадемуазели-антиподы – секретарша Сюзанна Бриссар (Людмила Дмитриева) и машинистка Вирджини Ренуар (Елена Укращёнок). Они воплощают два полюса элегантности – чопорный и чувственный. Вирджини – девушка с обложки мужского журнала, яркая, остроумная – заметтьте она постоянно говорит афоризмами, одета и накрашена по моде начала 1980-х.
Совсем иное – Сюзанна. Её наряд и весь облик – предел ухоженности. Она вовсе не мымра – там есть и алый маникюр, и яркая помада, и необычная оправа очков, но главное – одежда всех оттенков серого. Это – пик элегантности. Она в своём псевдо-ретро намного круче и дороже, чем следящая за трендами машинистка.
Следом – феерическая мадам Роше (Елена Соловей), которая затмевает всех – мехами и бриллиантами в первой серии, а затем и повседеневным вариантом с шляпкой. Соловей — богиня, но её так редко снимали в ролях белль-фамм в боа! Всё какие-то малахольные Регины или старые-девы-с-котёнком.
Кавалеры – тоже под стать. Сергей Юрский – то в отменном костюме-тройка, то в парадном облачении white tie – с белым галстуком-бабочкой. К слову, white tie – это самый-самый официальный вариант – для приёмов, а оперу, куда собирался мэтр Роше, это не надевали. Полагался black tie.
Хотя, в кадре 1982 год (там висит календарь), канун 1983-го и озвучен следующий год Свиньи, поэтому правила уже не особо соблюдаются. Не потому, что год Свиней, разумеется, а потому что не XIX век. Да, полицейских не обсуждаем — те при исполнении, хотя, и они прекрасны.
А какой там Александр Абдулов на фоне портретов Наполеона в своём кабинете! И сколь хорош его (Абдулова, не императора) тренчкот… Вообще, авторы ленты уловили дух начала 1980-х, когда требовалось «выглядеть дорого», иметь богатые апартаменты, удивлять.
Полагаю, что успех «Ищите женщину» кроется ещё и в этом — в соответствии декораций — ожиданиям того времени. Вполне вероятно, что это получилось интуитивно, как бы на волне, и художник по костюмам Ганна Ганевская поймала дуновение эпохи…
P.S. Я долго не могла, что называется осилить эту киноработу — в отрочестве мне всё время попадался только какой-нибудь кусок одной из серий, а потом почему-то не заходило. Примерно год назад я оценила, причём сразу с эстетической точки зрения.