Актерам запрещали общаться в жизни. 3 малоизвестных факта про фильм «Долгая дорога в дюнах»

Фильм создавался в непростых условиях — некоторые сцены пришлось отстаивать.

В 1982 году на экраны вышла драма «Долгая дорога в дюнах». Трогательная история любви и горести военного и послевоенного времени никого не оставили равнодушными. Сам фильм тоже рождался в непростых условиях. Вот 3 факта из истории его создания, о которых мало кто слышал.

Алоиз Бренч сначала не хотел снимать фильм по сценарию Руднева

В начале 1970-х годов Юрмала считалась одним из самых популярных курортов в СССР. И в этом была заслуга Олега Руднева, которого еще в 1966-м назначили первым секретарем Юрмальского горкома партии.

Однажды он услышал трогательную историю любви Марты и Артура — местных жителей, которые были вынуждены расстаться из-за сословных предрассудков. Руднев написал о них рассказ «Жизнь в долг» и показал его Роберту Рождественскому. Поэт назвал произведение слишком «схематичным» и посоветовал насытить его разными деталями.

Руднев поработал над рассказом, который в итоге стал романом. Но Рождественский не изменил своего мнения и сказал, что «Жизнь в долг» — это скорее сценарий к художественному фильму, а не литература.

Руднев загорелся идеей снять фильм по своему произведению. К тому моменту он уже возглавил Госкомитет по кинематографии Латвии. Режиссер Алоиз Бренч скептически отнесся к сценарию, а на Рижской киностудии все были в шоке от идеи Руднева. Киношники считали гиблой идеей экранизировать сценарий министра, у которого нет опыта в этом и отсутствует представление о тяжелой жизни в Латвии в 1930–1940 годах.

В итоге сценарий писали коллективно. Руднев пригласил из Москвы Дмитрия Василиу и трех местных редакторов. Владлен Дозорцев, Ирина Черевичник и Виктор Лоренц  наполнили сценарий деталями и правдоподобием. А Рудневу приходилось в Москве на самом верху отстаивать некоторые сложные сцены, которые тогда противоречили советской идеологии. На киностудии удивлялись: Руднев ведь сам — чиновник, а горой стоит за режиссера Бренча. Но в итоге все получилось.

Лилита Озолиня не видела рокового мужчину в Юозасе Киселюсе

Режиссер Алоиз Бренч был давно знаком с актрисой Лилитой Озолиней. Но ее не сразу утвердили на главную роль в фильме. Сначала Марту должна была сыграть Вия Артмане. И все же Бренч принял решение сменить исполнительницу и не ошибся.

А потом начался долгий подбор актеров на мужские роли. Так, пробы в образе Артура и Рихарда проходил Ивар Калниньш. Для режиссера важнее всего было то, как артисты будут смотреться в кадре вместе с Лилитой.

Бренч всегда высоко ценил литовскую актерскую школу, поэтому пригласил на пробы Юозаса Киселюса и Ромуалдаса Раманаускаса. Именно их в итоге и утвердили. Но вскоре у Лилиты возникли сложности в сценах с Юозасом, который играл Артура.

Актриса не видела в нем того рокового мужчину, которого ее героиня любит всю жизнь. Ей нужно было что-то еще, чтобы в ней заиграли чувства. Поэтому Лилита казалась высокомерной и отстраненной своим партнерам по площадке.

Вне съемок Озолиня и Киселюс не общались, даже если перед этим сыграли романтическую сцену. Режиссер специально создал такие условия: он считал, что чем меньше артисты разговаривают друг с другом вне съемок, тем более они заинтригованы друг другом после команды «Мотор!»

«Мы репетировали и снимали вместе, а если обед или перерыв, то мой ассистент отводил меня подальше от Юозаса. Я сначала не понимала и была уверена, что нравлюсь ему очень, поэтому он стесняется подойти ко мне», — с улыбкой вспоминала Озолиня.

Но в итоге режиссер был очень доволен. В кадре Лилита и Юозас смотрели друг на друга с жадным вниманием — как влюбленные.

Валентина Талызина отказывалась петь колыбельную

Когда Алоиз Бренч позвонил Валентине Талызиной и предложил озвучить Марту, она без раздумий согласилась. К тому моменту у нее уже был прекрасный опыт озвучивания — ее голосом говорит Барбара Брыльска в комедии «Ирония судьбы, или с легким паром!».

Но у Талызиной сразу всплыли ее детские воспоминания. Она с родителями жила в колхозе в Сибири, куда были сосланы жители Латвии в 1940-х годах.

«И я сказала тогда Алоизу: „Только не мешайте мне. И я вам сделаю женщину, которую полюбит весь Советский Союз. И были такие случаи, когда я говорила, что отдельные крупные планы Лилиты мне моим голосом не перекрыть, потому что на них эсэсовка. И он убирал эти кадры. А потом Лилита сказала, что в некоторых сценах я озвучила ее лучше, чем она сыграла“, — рассказывала Талызина.

Бренчу пришла в голову еще одна идея: Талызина озвучит и колыбельную про сверчка, которую Марта поет своему маленькому сыну. Актриса сначала наотрез отказалась — боялась, что не сможет. Но режиссер убедил ее в обратном.

«Он сел со мною рядом в этой маленькой комнате, взял мою руку и рукой отбивал такт. И я спела. Буквально со слезами на глазах», — вспоминала Талызина.

Семисерийный фильм «Долгая дорога в дюнах» оказался прорывом в советском кинематографе. Для тех времен он был слишком смелым и по своему замыслу и из-за самой темы. И хотя картине уже более 40 лет, она до сих пор остается одной из самых любимых у зрителей старших поколений.

Оцените статью
Актерам запрещали общаться в жизни. 3 малоизвестных факта про фильм «Долгая дорога в дюнах»
Георгий Вицин: кто узнает, сразу говорит: «Так, стой здесь, я сейчас сбегаю за бутылкой»