Беги, Валя, беги! или Почему злые бабы всегда торжествуют? Вспоминаем «Экипаж» и одно жестокое семейное фиаско

Каждый раз, пересматривая любимый фильм, ужасаюсь и недоумеваю: ради чего хороший мужик и бравый лётчик Валентин Ненароков так мучается рядом со своей вздорной женой?

Cразу хочу возразить тем, кто скажет: Аля – вымышленный персонаж, таких дур в жизни не бывает. Увы, ещё как бывают! Знаю как минимум одного очень достойного и очень порядочного мужчину, четверть века убившего на несчастливый брак с такой же грубой, несдержанной, эгоистичной женщиной, которая платила за любовь и заботу бесконечными претензиями, скандалами, истериками и придирками.

Но должно же быть какое-то объяснение тому, по какой причине красивая юная провинциалка Аля превратилась в фурию? Как и тому, что Валя Ненароков принял на себя роль бессловесной жертвы её злобных нападок.

Конечно, задатки будущей фрёкен Бок у этой домомучительницы присутствовали изначально, но именно усилиями Валентина Ненарокова они расцвели буйным цветом.

А как же! За очаровательницей из тихого городка начал ухаживать лётчик, москвич, не чета местным ухажёрам. Размечталась, наверное, Алевтина о столичной жизни, а Ненароков возьми да выкини коленце: ушёл в малую авиацию пилотом вертолёта и перевёлся в её родной город, чтобы быть рядом с любимой. Испугался, что какой-нибудь лихой гусар уведёт из-под носа девушку, вот и пошёл нахрапом. Не сомневаясь, что чувства взаимны, ни согласием на свой приезд, ни согласием на брак наивный Валя не озаботился: «ты меня любишь, я тебя тоже» – и дело в шляпе.

Возникает вопрос: зачем Аля вышла за Ненарокова, если никогда его не любила? Говорит – пожалела. Ну, на сотрудницу общественной организации, приверженную гуманистическим идеалам человечества, Алевтина Фёдоровна похожа мало. Тут, скорее, как в комедии Гайдая «Не может быть»:

«– Слушайте, сестра, а может вам замуж выйти? Только быстро! Нет ли у вас какого-нибудь дурака на примете? Ну вот этот вот, что приходил, сосед. Он, как вы думаете, не женится?»

«– То есть как это так, помилуйте, я прямо весь теряюсь!

– Об чём толковать, ну, развестись вы же всегда сможете!

– Если развестись, тогда я, пожалуй, женюсь!»

Кто знает, в надежде ли на улучшение социального статуса, или памятуя о том, что всегда можно развестись, но Алевтина замуж вышла. Да вот беда: муж любит свою работу и большего пока не желает, а молодая семья с маленьким сыном так и ютится в старом одноэтажном домишке вместе со старухой-матерью.

Если бы Аля любила Валентина, она бы находила для себя очарование в тихой плавной провинциальной жизни, где один день как две капли воды похож на другой. А если любви нет? Тогда на её месте в сердце возникает вакуум, который постепенно заполняется недовольством, желчью, а потом и ненавистью. Не зря говорится, что в любимом человеке нравятся и недостатки, а в нелюбимом раздражают даже достоинства.

Не встречая сопротивления, Алевтина вконец распоясалась, издеваясь над мужем и словно испытывая его терпение. Её непреодолимая неприязнь искала малейших поводов, чтобы вылиться в истерику, скандал или нескончаемый поток претензий. Сколько раз, глядя на её выходки, хотелось воскликнуть: да покажи ты этой злюке, почём в Одессе рубероид, что ты как не мужик! И ладно над собой – почему ты позволяешь этой мегере издеваться над маленьким сыном? Немудрено, что малышок заикается, он ведь замирает как мышонок в страхе, что мать снова прикрикнет или грубо одёрнет его.

Но нет, этот херувим на вертолёте с терпением, достойным лучшего применения оправдывал выходки озверевшей супруги. «Просто у неё нервы», – смиренно объясняет он коллеге. «И у тебя нервы, и у меня нервы, но мы на людей не кидаемся!» – резонно возражает тот.

Возможно, если бы у Валентина хватило характера приструнить жену, всё могло сложиться по-другому. Личности определённого уровня развития, к которым, несомненно, относится и эта нимфа, понимают только язык силы. Я сейчас не про физическое насилие, конечно. Но блеять по-овечьи в ответ на откровенные издевательства жены было глупо: благородства это ей не добавляло, только разматывало новый виток изощрённых глумлений, на которые Алевтина Фёдоровна была большая мастерица.

Зрители часто задаются вопросом: почему Валентин так долго не уходил от жены? Объяснение этому можно найти в сценарии:

«Ненароков слушал и, странное дело, видел не эту враждебную лживую женщину, а ту невиданную красавицу, в которую влюбился пять лет назад и которая стала его женой.

Он вспоминал с мучительной отчетливостью: вот они с Алей в подъезде, ещё до женитьбы. Он расстегнул ей воротник блузки и целует, целует худенькие ключицы. Заскрипела чья-то дверь, и влюбленные в весёлой панике выскочили на улицу…

А вот Аля в постели. Она уже заснула, а он ходит с полугодовалым Аликом на руках, качает его и смотрит на неё, не может налюбоваться…»

Он любил её. Был одержим ею. Любил и смотрел глазами любящего, в которых тонут и исчезают все недостатки. А Алевтина, знатная ханжа и резонёрша, не могла позволить себе завести любовника или подать на развод, поскольку «не такой она человек». Да и оставаться одной с ребёнком на руках, вероятно, в её планы не входило.

Женское счастье бывшая мадам Ненарокова ожидаемо обрела с тем весёлым пупсиком, что бурно плескался в собственном саду под хладными водами из душевой лейки. Анатолий, в отличие от деликатного, интеллигентного, слишком терпеливого и безответного Валентина мужик прямой как шпала: с ним не забалуешь, что мадам уяснила сразу и без долгих разъяснений. Теперь её удел – метаться кабанчиком по дому, угождая и прислуживая явно очень здоровому, жизнерадостному и не особенно обременённому эмоциональным интеллектом новому избраннику.

Не знаю, была ли Алевтина в действительности счастлива, у неё правды как у змеи ног – не найдёшь. Но контрольный в голову бывшему мужу она произвела виртуозно.

Пригласить Валентина под предлогом возможности повидаться с сыном, чтобы продемонстрировать ему идиллическую картину идеального супружества, заодно больно ударить, научив сынишку называть отца «дядей» («у меня теперь папа Толя, а два же папы у ребёнка не бывает!») – первый выстрел.

Затем для верности разыграть сцену «А вот если бы всё сначала начать, как раньше – я, ты, Алик… Ты согласился бы?» и, услышав ожидаемый ответ «я бы согласился» моментально измениться в лице: куда подевалась тихая задумчивость и тлеющие угольки скрытой нежности! Словно змеи выпрыгнули из глаз Алевтины, молниеносно выбросив ядовитые жала: «А я нет!» И – «Алик, идём, папа ждёт!»

Контрольный.

Низкая, бессердечная, мстительная женщина. Один раз в жизни проявила благородство, а потом всю жизнь вымещала. Даже упустив из виду свою жертву, не могла успокоиться, не уязвив напоследок.

Так кто же виноват в этой семейной драме? Я отвечу: оба. Алевтина – когда вышла замуж без любви и затем начала мстить за это Ненарокову. Валентин – когда позволил измываться над собой и сыном.

В фильме всегда остаётся простор для фантазии, и мы можем «дописать» сценарий по своему вкусу, сделав из него сказку со счастливым концом.

Вот только реальную жизнь переписать невозможно.

Оцените статью
Беги, Валя, беги! или Почему злые бабы всегда торжествуют? Вспоминаем «Экипаж» и одно жестокое семейное фиаско
По следам Павлика Морозова: карикатуры «Крокодила» про кулаков, колхозы и врагов народа за 1930 год