В 1959 году актер Алексей Баталов впервые выступил в ипостаси кинорежиссера. И сразу снял шедевр – фильм «Шинель» по знаменитой повести Н. В. Гоголя.
Конечно, сегодня не всякий будет смотреть и пересматривать эту черно-белую киноленту. «Шинель» практически забыта в наши дни.
А зря. Фильм, без преувеличения, выдающийся.
Интересно, что снимали его в непростых условиях. Режиссеру-дебютанту выделили ничтожно мало денег. И, вообще, поначалу предложили снять короткометражку. Доходило до того, что не хватало средств, чтоб даже перекрыть движение на Невском проспекте, дабы осуществлять натурные съемки! И пришлось Невский делать из фанеры на территории «Ленфильма». А в качестве снега использовать опилки, мелкие бумажные обрезки, пшеничную шелуху.
Но разве это важно?
Ведь главное – результат.
А он был потрясающим. Режиссеру и съемочной группе удалось создать до дрожи запоминающуюся атмосферу: мрачный, депрессивный заснеженный Петербург, убожество и удушливость дешевых «апартаментов» и «присутственных мест». Обстановку какого-то непонятного страха, неизбывной тоски, мистической безысходности.
А, конечно, главная находка «Шинели» – это главный герой.
После фильма Баталова трудно представить иного Акакия Акакиевича.
Многие до сих пор считают, что эта лучшая роль Ролана Быкова. Хотя поначалу предполагался в этом образе Евгений Евстигнеев.
А то, что утвердили в итоге Быкова – заслуга потрясающей интуиции Баталова.
Акакий Акакиевич Башмачкин – одна из первых ролей Ролана Быкова. Вообще, трудно представить, как мог настолько убедительно перевоплотиться 30-летний, полный жизни и оптимизма актер в стареющего забитого, жалкого маленького человека. Как он точно, да что там, – филигранно, передает мимикой, жестикуляцией, походкой, улыбками этот своеобразный характер. Эту трагическую, по сути, судьбу.
Акакий Акакиевич не просто жалок, он еще и трогателен. Ну кто же виноват, что он постоянно ведет себя, как будто стесняется своего существования, как будто всем что-то должен, будто бы и жизнь свою у кого-то занял и ее вот-вот отдавать нужно?
А бытие его настолько ограничено и тускло, что обычная шинель становится смыслом жизни. И причиной погибели в итоге…
Надо ли говорить, как пришлось нелегко Быкову на съемках. Один только грим занимал четыре часа. Но актер был самозабвенен. Однажды во время съемок подхватил простуду, но продолжал работать даже с высокой температурой.
Между прочим, о роли Ролана Быкова в фильме «Шинель» говорили даже … в далекой Англии. Попал фильм Баталова и на землю Туманного Альбиона. И говорили англичане с восхищением. А их мнение чего-нибудь да стоит. В чем-чем, а в актерской игре на родине Шекспира разбираются.
И вот получается, на мой взгляд, что благодаря выдающемуся актеру Ролану Быкову, а также, конечно, талантливому режиссеру Баталову, и получился фильм… про каждого из нас.
Почему?
Да вот потому, что у каждого из нас есть своя «шинель». И неважно, что она из себя представляет: вещь, человека или просто иллюзию.
И прячемся мы в этой шинели от большого, грозного и опасного мира. И сами, того не осознавая, очень часто столь похожи на бедного Акакия Акакиевича. И если, не дай Бог, что случится с той шинелью – ой, несладко придется каждому из нас. Не лучше, чем тому несчастному маленькому чиновнику Башмачкину.
Вот такая гоголевская метафора получается….
А что вы думаете об этом, дорогие читатели?