Как бывает? Простоватая, вернее – земная, симпатичная девушка влюбляется в интеллектуала, а потом начинает предъявлять претензии. Мол, где положенные мне блага? Почему я так скромно живу?
И главное – чего ради? А ещё с годами ей делается неинтересно с тем, кто мыслит иными категориями, чем поесть — съездить на юг — потанцевать в ресторане — купить машину — опять поесть…
В мелодраме «Никто не заменит тебя» (1982) режиссёра Рубена Мурадяна мы наблюдаем типичное – красавица-жена, фармацевт Лариса (Людмила Нильская) не довольна своей жизнью с не менее привлекательным скрипачом Лёшей Голенищевым (Игорь Костолевский).
Но более всех страдает моложавая и активная тёща Валентина Ивановна (Раиса Куркина) – ей, вдове загран_плавающего моряка, баловавшего и её, и дочку, зять-музыкант кажется неудачником и скучным человеком.
Вот честно – я не поняла, где он лузер. Мужчина работает в цирковом оркестре, куда было, ой, как тяжело устроиться. Абы кого в советский цирк не брали – это была гордость страны, как и балет.
Другое дело, что Алексей не умеет вертеться – например, подрабатывать в ресторанах (это я уже достраиваю – тёщу бесит Голенищев сам по себе и, как мы потом увидим, сию мадам будет раздражать любой зять, кем бы он ни был).
В семье растёт внук Игорёша (Алёша Шичко) – папин сын и большой поклонник серьёзной музыки. Так тоже бывает. Многих детей невозможно заставить играть на инструменте, а вот Игорь обожает скрипку. Точнее – папу, а затем уже классику.
Да, современно-продвинутой тёще не нравится и музицирование внука. Мол, надо играть в футбол, быть мужчиной и так далее. В смысле – туповатым и ограниченным, видимо.
Подсознательно, точнее – уже сознательно Валентина Ивановна хочет, чтобы Алексей куда-нибудь отчалил со своей музыкой, а у Ларисы был бы совсем другой – настоящий муж. Желания имеют свойство исполняться.
В их коммунальной квартире (а живут они в дореволюционной постройке, если судить по расположению комнат и дверным проёмам) поселяется замечательный сосед – водитель такси Валера (Борис Щербаков).
У него есть и свой автомобиль, и белые джинсы, и умение добывать …всё. Нормальный охотник на мамонта плюс эффектная внешность. Кроме того, коммуникабельный и свойский. Щербаков играет типаж, который в те годы называли «деловой».
Валера в первый же вечер организует вечеринку, где гости самозабвенно пляшут под песенку ‘Bye-bye my love’ группы ‘Arabesque’, и это весьма непохоже на те мелодии, что предпочитает умный Лёша, да и его малолетний сын-классик.
Дальше – больше. Лариса начинает проникаться к Валере не то, чтобы страстью — интересом. Ей приятна брутальность, которой ей так не хватало у аристократичного Голенищева. Да, фамилия – дворянская, к слову.
(Так, знаменитый русский полководец звался Михаил Голенищев-Кутузов). В результате супруги расстаются и всё бы хорошо, но есть тот самый Игорёша, который, будем честны, папу любит больше, чем маму.
С ним-то и начинаются проблемы, а в финале, после всех мытарств, Игорь требует скрипку и топает к папе заниматься. Да, там ещё есть вторая бабушка – мать Лёши (Людмила Аринина), интеллигентная дама, живущая в окружении антикварной мебели.
Судя по всему, эта меблировка эпохи Ар нуво — унаследованная и принадлежала этой ветви рода Голенищевых. Меня удивляет вот, что – почему супруги не обитают в доме матери мужа, хотя у бабушки-Голенищевой – отдельная квартира, причём в сталинке.
Есть невнятное объяснение, которое можно свести к следующему: эти два семейства не сошлись характерами, а Лёша оказался слабее своей жены, а потому пришёл на её территорию. В общем, не любит свекруха невестку.
Да, Валера-Белые Джинсы, в конечном итоге, начинает понимать, что его потенциальная тёща – ужасная тётка, интриганка и врунья. Таксист, хоть и соблазнил чужую супругу, неплохой парень и встаёт на сторону Голенищевых.
Финал – открытый. Лариса смятенно прибегает к дому своей свекрови и видит в окне мужа, играющего на скрипке. Мне почему-то кажется, что она осознала и оценила, а у Валеры будет совсем другая семья.
Кроме того, он уже наелся претензий со стороны будущей тёщи, которая довольно быстро возненавидела Валеру. Он ещё и жениться не успел на её дочери, а уже — шквал злобы да подколок. Нельзя же так.