Эту детско-юношеский ленту высмеивали в журнале «Крокодил», да и вообще она считалась второсортной поделкой, хотя касса была приличная — бежали смотреть не лишь подростки. Шпионская тема и дети, помогающие чекистам, а ещё лето, солнце, Крым и …наши – победили.
Что же том за дивная киноистория? «Акваланги на дне» (1965) – роскошный, яркий боевичок, снятый не столько с дидактической, сколько с развлекательной целью, хотя воспитательных моментов здесь – много, но они умно встроены в канву.
Причём те моменты явлены очень ясно: хорошие парни помогают нашим, а вот плохие – хулиганы, увенчанные ковбойскими шляпами – те быстренько становятся пособниками врага; не самого шпиона, а его подельника из уголовного мира…
Акценты расставлены правильно. Итак, беззаботность пляжей и – на контрасте рыбачий посёлок. В кадре – Судак. Интересная композиция — на побережье снимается кино о том, как на территорию СССР пытается проникнуть шпион-аквалангист и потом его ловят.
Эффект матрёшки – сюжет в сюжете, причём, ровно такой же. В этом кино-внутри-кино участвует симпатичная школьница Оксана. Перед нами — Татьяна Клюева, несколькими годами позже прославившаяся, как Варвара-краса, длинная коса.
Здесь она без косы, а с модной стрижкой, да и вообще весь её образ – невероятной стильный. Простенько, но со вкусом, как любили в 1960-х годах. Сначала та Оксана кажется высокомерной красоткой, актрисочкой и фифой, которую подымают на смех крымские мальчишки.
Но потом девчонка вливается в среду и начинает приятельствовать с пацанами, особенно с Ромкой Марченко, которого тоже берут на съёмки в качестве дублёра. Между Ромкой и Оксаной пробегает искра первой любви, тщательно маскируемой под пионерскую дружбу.
Всё бы хорошо, но в наш Крым лезут агенты иностранных разведок и мы видим, как некий гражданин уверенно, спокойно выходит на пляж и …надевает чужие вещи, как свои. Манипуляции замечают лишь ребятки, и потому окружают «вора», требуя объяснений.
Собирается шумливая толпа, но у мужчины есть пропуск в дом отдыха, с положенной фотокарточкой и вроде как всё разрешается в его пользу. Это и есть связник иностранной разведки, которому местный рецидивист приготовил «базу» и те шмотки.
Да, в роли шпиона снялся Геннадий Юхтин, у коего здесь чудовищно неприятное лицо. В других ролях он совсем иной. Волшебная сила искусства – подсветка, ракурсы, мимика. Его подельника-жулика сыграл король эпизода Лев Перфилов, одинаково убедительный во всех масках.
Этот фильм чем-то напоминает «Бриллиантовую руку» (1968) по степени сказочности – и дело не в морских видах, а в сути. Мальчишки, становящиеся главными фигурантами в поимке шпиона? Это примерно то же, что Семён-Семёныч с пистолетом в авоське и с «заданием» в гостинице.
Да, оба фильма – своеобразная реакция на приключения Джеймса Бонда. «Акваланги на дне» — типичны для шпионской серии. Все эти выходящие из моря лазутчики, гонки по дорогам, переодевания и – рация чекиста, расположенная в портсигаре.
Только, разве что нет классических девушек Бонда, а наш Бонд – …он тут мощно-коллективный. На службе Её Величества – Советской Власти. В финале мы видим, что враг – повержен, и солнечному миру СССР ничто не угрожает.
Забавно выглядит и «арест» хулиганов-ковбоев, подпавших под влияние гада …из-за десятки. Понятно, что никто не собирается их сажать и даже портить жизнь – чекисты относятся к ним, как к малолетним идиoтам и смешливо называют «детским садом».
Поспрашивают и вернут родителям, а уже те им вломят. Этот фильм – для хорошего настроения. Но и подумать есть, о чём. Враги всегда оценивают, кого можно сделать своим помощником. За мелкий прайс — типа той десятки.
Лютые и прожжённые, они чуют потенциальную свoлочь или просто дyрачков, сбившихся с правильной дороги. Правда, и эти «ковбои» на определённом этапе засомневались… Так что «Акваланги на дне» — ещё и фильм-плакат в духе «Будь бдителен!»