Недавно в комментариях к тексту, где обсуждался Анатолий Ефремович Новосельцев я прочитала тезис, с которым не согласна. Почему заостряю внимание и аж решила написать развёрнутый ответ?
Я не первый раз это читаю, причём, где-то был даже целый пост — в нем Толика Новосельцева сравнили с …Геной Сысоевым из «Самой обаятельной и привлекательной» (1985).
Те, кто меня давно читают, уже, наверное, в курсе, что Сысоев – один из моих нелюбимых киногероев, при том, что сам актёр Владимир Носик мне симпатичен.
Каков же общий пункт, по которому сравнивают этих мужчин? Оба – скромные и где-то вялые. Безынициативные. Но есть нюанс! Новосельцев-то, как раз, постоянно вертится, а не вертеться ему нельзя – у него дети.
Он – отец-одиночка (по пьесе «Сослуживцы» (1971) у него есть ещё мама и сестра, но сейчас мы строго о кинокартине). Мы, конечно, мало знаем о Гене, но, если бы у него были дети (хотя бы «алиментные»), это отразилось бы в сюжете.
А так – снулый тихушник, с которым можно только в пинг-понг поиграть. Разумеется, легко достраиваем биографию: он в 99 из 100 увлекается техникой, наверняка собирает приёмники, может починить машину (которой у него нет), читает на досуге умные журналы.
Но! От Гены веет скукой – он ещё ничего не сказал, а уже – тоска. Вот Ефремыч – тот живчик, несмотря на затурканность. Ну, ладно, будем считать, что Геночка Сысоев тоже знает стихи Бориса Пастернака, разбирается в грибах и змеях, самолично стирает бельишко и вывешивает его во дворе старинного (то есть почти развалившегося) дома…
То есть живёт напряжённой духовно-социальной жизнью. Но есть нюанс. Анатолий Ефремович – активен. Да, сначала он нехотя «приударял» за Калугиной, а потом вошёл во вкус. И он не стал бы отступать – Новосельцев, кстати, очень упёртый товарищ.
Что делает Гена, увидев, что Клюева перестала интересоваться пинг-понгом? Сидит на лавочке в той же комнате отдыха. Всё. Он не попытался выяснить, что и как… и с кем. Так, сделал дежурный комплимент её новым вещам и образу в целом.
Я не уверена, что он был хоть чуточку влюблён в Надежду. Как-то более-менее нравилась, а в целом она для него – приятельница. Он бесстрастно принял то, что она, по сути, перестала с ним обращаться, а когда вернулся в «большой пинг-понг», немножко обрадовался.
Я не понимаю, почему многие зрители тогда и сейчас пытаются «женить» этих разнополярных людей. Кто из них будет инициатором свиданий? Конечно же, Надя. Ей это очень скоро надоест, ибо, даже, если Надя ещё раз прекратит общение с Геной, он снова ничего не спросит.
Скорее всего, он живёт с мамой или даже с родителями (он ухоженный, в отличие от того же растрёпы Новосельцева, которому некогда и незачем. И — некому). Таким Генам самое главное, чтобы их оставили в покое. Надя приходит играть? Хорошо. Не приходит – ну, скучновато, да, но терпимо.
Какая там любовь-свадьба? Да, когда видишь в финале «Служебного романа», как драка Новосельцева и Калугиной перерастает в поцелуй, возникает ощущение тепла и радости, а вот, когда Надя опять спускается в пинг-понг-комнату, …чувствуется вязкость болота.
Честно говоря, когда я смотрела это в отрочестве, то полагала: в Надю влюбится этот пижон Володя, но Клюева ему откажет. А тут вышел какой-то скромненький финал. Я бы сказала – не соответствующий размаху всего фильма. Так что Гена и Новосельцев – это антиподы, а не «то же самое».