Прямолинейный фронтовик Кушаков, муж Ани Доброхотовой из драмы «Сладкая женщина» (1976), сказал очень правильную вещь: «Некультурная ты женщина. Всё ведь от этого».
Мол, все беды и самой Ани, и тех, кто вынужден её окружать именно от того, что она лишена не столько интеллектуального развития, сколько общечеловеческой культуры.
Образованность, книжность и – культурность, хотя, и связаны, но лишь опосредованно. Можно быть умно-грамотным, и — бездуховным, пустым человеком.
А есть те, что малограмотны и, вместе с тем, глубоки, мудры, светлы. Многие деревенские бабушки – таковы. Но вернёмся к «Сладкой женщине», которая в самом соку.
Аня же тот человек, у которого и начитанности – нуль, и того, что принято называть «духовностью» — нет. Я уже писала о том, что героиня фильма (и одноимённой повести) сформировалась в суровых условиях.
У неё, по сути, не было детства, а юность прошла в тяготах. В книге этому посвящено много прочувствованных строк. Однако на протяжении всего повествования героине много раз предоставлялась возможность расти.
Судьба постоянно её сводила с интересными или, во всяком случае, образованными людьми. Сначала её полюбил (ну, как… возгорелся) студент-медик Ларик Шубкин.
По мне так он противный, однако, если уж Аня чем-то зацепила этого потомственного интеллигента, она могла бы хотя бы …начать интересоваться книгами, например.
Зачем? Элементарно — чтобы о чём-то говорить с парнем и его роднёй. Но – нет. Он ей читал стихи Сергея Есенина, а она …тупо глядела в пространство. Девушка даже в вечернюю школу отказалась идти – незачем, дескать.
Потом Анна видела, как развивается её сын от Ларика – он в свои 5-6 лет уже знал больше, чем она, взрослая тётя. Да, она радовалась, что Юрочка – лучше всех в детском садике, а потом и в деревенской школе, но…
Она всё это обесценивала. Не потому, что злыдня. А потому что ей все эти знания и таланты – без разницы. Помните момент, когда Юрочка сообщает Анне, что они идут на «Аленький цветочек»?
Мадам раздражённо парирует: «Да идите вы …хоть на цветочек, хоть на расцветочек». Недвусмысленно послала (!) и мужа, и ребёнка. Нам показывают, что Доброхотова пыталась учиться, а Кушаков помогал, но …опять не вышло.
Анна так и не поняла, к чему ей всё это мученье. Бросила. История какая-то с геометрией! При этом изошла чёрной завистью к своей же коллеге, Лизе Дядькиной, делавшей карьеру.
Потом – развод и встреча с Тишей. Она с первого захода принялась критиковать его бывшую, пилить, проявлять свою натуру. Маркер — Анна не понимает, что можно проявлять бескорыстие.
Для неё это или глупость, или – завуалированная хитрость с дальним прицелом. Она не ведала, с какой стати отец Ларика лечил людей, не беря за это ни копейки.
Не врубалась, почему супруг-ветеран почти не пользуется своим статусом. Да и Тиша, всё оставивший жене и дочке, оказался для Анны чем-то, вроде инопланетянина.
Так какую возможность упустила эта женщина? В СССР образование давалось бесплатно – бери, сколько унесёшь. Книги читать, расти, думать – при каждом предприятии была библиотека.
(В повести Анна ходила в театры, но …считывала лишь сюжет, не вникая в резон, смысл). Аня умудрилась ни-че-го хорошего не почерпнуть из общения с более развитыми людьми, типа Шубкиных или Кушакова.
Это и есть её беда. Некультурная она …в широком смысле этого ёмкого слова. Бескультурье — это агрессивное нежелание любого развития — как умственного, так и духовного.