Году этак в 1918-м, в рабочем квартале, где-то на Яузе жили-были три мальчика – Индюк, Чижик да Кошачий Барин… Ой, нет, разумеется, Вася Нестратов, Боря Чижов и Саша Лапин.
Пронеслись годы, и все эти смешные пацаны сделались, если не великими, то, по крайней мере, выдающимися. Каждый — в своём роде. Мысль: при советской власти великолепно заработали социальные лифты!
Саша Лапин (Александр Борисов) стал селекционером-экспериментатором, Боря Чижов (Борис Чирков) – нейробиологом, а Вася Нестратов (Василий Меркурьев) – академиком архитектуры.
Заметьте – герои носят те же имена, что артисты. О чём речь? Перед нами — весёлая, добрая и поучительная комедия Михаила Калатозова по сценарию Константина Исаева и Александра Галича «Верные друзья» (1954).
Сценарный вариант именовался «На плоту», ибо ребята, которые ныне уже – мэтры и гении решили провести удивительный отпуск – поплыть по речке на плоту, как в детстве.
Точнее, это Чижов и Лапин сговорились, тогда как Нестратова пришлось чуть-чуть обмануть. Он-то как был Индюком, так и остался. Больше того, свою индюшачью натуру лишь приумножил!
Если нейрохирург и селекционер, будучи серьёзными, уважаемыми людьми, не вознеслись и не зазвездились, а вот архитектор, курирующий строительство роскошных высоток, превратился в памятник самому себе.
Ну, или в такую же высотку. В московедческих блогах задавались вопросом – то была пародия на кого? Называли Дмитрия Чечулина, Михаила Посохина и Аркадия Мордвинова.
Но точных данных всё равно нет. Впрочем, для разговора о фильме это и не так важно – будем считать, что сие обобщённый типаж, и архитектура здесь – просто деталь, а он мог быть и физиком, и литератором, или оперным певцом.
Благо, у Василия Меркурьева, сыгравшего роль Индюка Нестратова, в 1950-х сложилось амплуа «большого человека с гонором». У него и приближённые такие же – модная секретарша Симочка и карикатурный референт.
Нестратов столь далёк от народа, что вообще не в курсе, что делается на местах. Он и на плоту не хотел путешествовать – привык к люксам, отелям, курортам. «Ну, что — макнём академика?» — задаются вопросом его верные друзья.
Они-то по сию пору живые и тёплые. А этого Индюка надо слегка тряхнуть. Но главная тряска ждала Нестратова в посёлке Осокино, где строительством заведовал такой же …Нестратов, но рангом пониже.
Роль бюрократа Неходы – одна из лучших работ в этом фильме (блистательный Алексей Грибов). Великолепен диалог Нестатова с милиционером, где наивный служитель порядка не понимает «фигуральных выражений» академика.
«Нехода – это я… Я — это Нехода… Я увидел себя в Неходе…», — парню в форме всё кажется, что перед ним или преступник, или … опасный шизофреник. После общения с Неходой академик перестраивает своё отношение к миру, да и к себе – тоже.
Почему этот фильм до сих пор отлично смотрится? Во-первых, помимо крепкой режиссуры и такой же игры, там волшебная музыка Тихона Хренникова. Во-вторых, это классическое road movie, и его действие могло происходить в любой стране.
В кадре – много света, солнца, воды и воздуха. Красивые виды и красивые люди. Кстати, о красивых… У одного из друзей, как выясняется, есть любовь всей жизни. Причём, эта женщина много моложе.
Поэтому разговор о «Верных друзьях» не окончен. По сюжету один троих друзей …холостяк. Это была тенденция – многие тогдашние функционеры, отдавшие свою молодость работе, к 1950-м годам оказывались бессемейными.
А потом… они брали в жёны молодых и привлекательных дев или дам. Целое поветрие было. Правда, в этом фильме юная-стройная вовсе не хищница, а крепко любит Лапина. И ждёт. В общем, поговорим об этом феномене в ближайшее время…