Икра, царь и соблазнительная царица — все было настоящим: как снимали «Иван Васильевич меняет профессию»

Крачковская чуть не погибла во время съемок, кто-то съел реквизит, а машину времени собирали из самогонных аппаратов.

Сложно поверить, но комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» лежит пьеса Михаила Булгакова, некогда забракованная критиками. При жизни автора она так и не была поставлена в театре или напечатана. И только в 1965 году читатели смогли познакомиться с историей об инженере из будущего, создавшем машину времени и перенесшем в свой XX век царя Ивана Грозного.

Гайдай хотел снимать киноленту по мотивам другого произведения Булгакова «Бег», но эту задумку реализовать не удалось, тогда он обратился к пьесе «Иван Васильевич».

Роль царя и управдома Бунши режиссер мечтал отдать Юрию Никулина, до этого он снимал актера в «Бриллиантовой руке». Но Никулин отказался: «Ты понимаешь, это Булгаков. Фильм ляжет на полку! Что ж я буду сниматься, а потом это никто не увидит».

В результате на роль пробовались Евгений Евстигнеев, Евгений Лебедев, Владимир Этуш, Сергей Никоненко и Георгий Вицин. Утвердили Юрия Яковлева, блестяще сумевшего перевоплотиться на пробах из смешного Бунши в грозного царя.

Жору Милославского мог играть Андрей Миронов, но худсовет воспротивился, две роли обаятельных негодяев подряд, да и вообще Миронов слишком интеллигентен для подобной роли. Так в картину попал Леонид Куравлев. Утвердили его после блистательно сыгранной сцены, где Жорж Милославский говорит: «Не приставай к царю!».

А вот касательно того, что инженера-изобретателя Тимофеева должен играть именно Александр Демьяненко споров не было.

Кремль времен Ивана Грозного снимали в Ростовском белокаменном Кремле. Иностранные туристы были в полном восторге, когда мимо них маршировали стрельцы в красных кафтанах. Руководство музея попросило съемочную группу оставить им два кафтана и топорика на длинной палке. И с тех пор туристические группы с хлебом-солью встречали работники музея в костюмах из фильма. (Интересно, сохраняется ли эта традиция).

Наталья Крачковская очень боялась высоты и отказывалась перелезать через перила балкона, чтобы добраться до своего пропавшего мужа. Режиссер обманул ее, заверил, что внизу ее будут страховать и будет специальная люлька с людьми, готовыми в любой момент ее поймать. Актриса начала выполнять трюк, посмотрела вниз, и… не увидела никого! От страха она поскользнулась и повисла на перилах. Второй раз сцену снимать не стали и вычеркнули из сценария.

Во время съемок актриса похудела на двадцать килограмм, виной всему была болезнь – воспаление легких. Режиссер очень ругался: «Наташа, это невозможно смонтировать. В дверь ты вошла в одной весовой категории, а вышла в другой. Срочно поправляйся!». С тем пор Гадай сам следил за питанием Крачковской – назначил ей диеты из мяса на завтрак, трех тарелок борща на обед и трех порций оладушек с медом на ужин. За неделю Крачковская пришла в форму для съемок.

Владимир Этуш, сыгравший роль ограбленного стоматолога, боялся, что большая овчарка, которой его герой по сценарию жалуется: «Украли магнитофона — три… куртки — три», может его укусить. Кинологи подначивали, что вообще она может и цапнуть.

Модный гардероб для Зины, жены профессора Тимофеева, киноактрисы и звезды, создавал Вячеслав Зайцев.

Актриса Наталья Селезнева, сыгравшая Зину, в юности была влюблена в актера Юрия Яковлева и на съемках не могла удержаться и кокетничала напропалую.

Когда снимали царский пир, на столах стояла самая настоящая красная и черная икра, запеченный поросенок и стерлядь. Не говоря уже о «икре заморской, баклажанной». Потом съемочная группа и актеры удовольствием съели все деликатесы. Со съемками этой сцены вообще вышло смешно и неловко. Дело в том, что директор фильма подсчитал, что настоящие продукты будут стоить дешевле муляжей, но снять сцену не успели, и еда осталась стоять на столах. А к съемкам вернулись только 2 января, и оказалось, что кто-то уже полакомился деликатесным «реквизитом». Пришлось покупать все и готовить второй раз.

Когда Бунша, изображающий царя, спрашивает Милославского «А за чей счет банкет?», тот отвечает: «Ну уж во всяком случае не за наш». В первоначальном варианте Жорж отвечал: «За все платит народ», но худсовету этот ответ не понравился и пришлось переозвучить.

Для создания убедительной машины времени Леонид Гайдай обратился к инженерам в конструкторское бюро, но те представили ему вариант с пультом и большим количеством кнопок. Второй вариант был столь впечатляющий и напоминал чуть ли не космический корабль, что представить его в квартире было невозможно.

Совершенно случайно Гайдаю посоветовали связаться с художником-скульптором Владиславом Почуевым. За два дня тот нарисовал проект чудо-машины из множества трубок и колб с эффектно бурлящей жидкостью. Для того, чтобы воплотить замысел в жизнь, использовали декорации, оставшиеся после съемок фильма «Солярис» и детали самогонных аппаратов. Собрал ее некий дядя Вася со стеклодувного завода, запросив за работу три бутылки водки.

Многие сцены и реплики, ставшие любимыми и крылатыми, были экспромтом актеров. Так Яковлев играл в «ладушки» с Марфой Васильевной и танцевал на пиру чарльстон исключительно по собственной инициативе. Именно Яковлев придумал, что управдом должен шепелявить и быть таким суетливым, а Грозный наоборот, говорить громко и уверенно, для контраста.

А Куравлев придумал продолжение фразы: «Храните деньги в сберегательной кассе. Если они, конечно, у вас есть!».

Кинолента «Иван Васильевич меняет профессию» имела оглушительный успех, посмотрели его более шестидесяти миллионов зрителей. И это только в год премьеры!

Про ляпы и исторические ошибки в сценарии можно писать отдельную статью, но разве это важно. Ведь комедия Леонида Гайдая уже давно стала любимой и прочно вошла в наш культурный код.

Оцените статью
Икра, царь и соблазнительная царица — все было настоящим: как снимали «Иван Васильевич меняет профессию»
Тамаре Сёминой-83: как живет знаменитая советская актриса из к/ф «Вечный зов», которая осталась одна и не общается с родней