«Большая перемена — просто ужас и бред. Всегда ненавидел этот фильм» Тяжелая судьба и смерть в нищете Михаила Кононова — Нестора Петровича

Существует такое понятие, как актер одной роли — увы, звание это зачастую носит негативный характер, хотя многие люди (не актеры) так не считают. Иногда вот прямо кажется, что актер был создан для своей конкретной роли и не для какой другой…

И часто стремления самих актеров идут вразрез с мнением аудитории. Так, например, случилось и с Михаилом Кононовым. Сыграв в «Большой перемене» — фильме, который он глубоко ненавидел, Кононов стал тем самым “актером” в глазах жителей Союза. Да, я не опечатался — он действительно люто ненавидел картину, что принесла ему славу.

На участие в картине он пошел из-за проблем с деньгами и, но лишь в малой мере, потому что чувство долга позвало… После того как картина получила признание, Михаил мучался долгие годы не понимая, почему его запомнили именно как Нестора Петровича.

Как это произошло и почему? Сейчас выясним!

Ужасный нрав

К сожалению, склочный характер у актера появился еще в детстве. Он никогда не слушал старших, считал, что всегда прав, путь даже мнение его было абсурдным — вероятнее всего, тому причиной стала ранняя утрата отца и воспитание одной лишь матери.

Интересный факт: Мужчина 6 лет проработал в Малом театре, но одну из важнейших ролей так и не сыграл — поссорился в треск с худруком. Что он сделал? Ну, Кононов просто решил дать парочку “важных” советом руководителю…

Но несмотря на нрав, талант его глубоко уважали все режиссеры того времени и с радостью звали Кононова на схемки. Стоит лишь сказать, что киноленты «Начальник Чукотки», «Андрей Рублев», «На войне как на войне» стали настоящими сенсациями и превратили скромного актера во взбалмошную знаменитость… По крайне мере, таком себя Михаил считал.

Самый худший фильм в карьере

«Большую перемену» Михаил Кононов откровенно терпеть не мог. Считал этот фильм пошлым, сюжет которого, по его мнению, был придуман на ходу. Согласился на роль лишь из чувства профессионального долга и, конечно, за солидную денежную сумму.

Сказалось и то, что в тот момент актер по уши был в творческом кризисе, столкнувшись с отсутствием серьезных предложений. Кононов вспоминал:

«Один раз в такси разговорился с водителем. Когда он узнал, сколько я заработал на «Большой перемене», его глаза почти выпали из орбит. На тот момент с женой мы блуждали по разным квартирам, приходилось переночевать у ее родителей. А у меня на столе уже валялись кучи сценариев.

Отказывался от ролей в непрофессиональных фильмах. Когда я увидел сценарий «Большой перемены», я просто испытал ужас. Там было такое отсутствие мыслей, юмора… Но деньги к тому времени уже были крайне нужны. Пришлось согласиться. Приехал на Мосфильм и заявил: «Я буду участвовать в съемках». Про себя подумал: «Если я сыграю этот бред, значит, я готов на все — даже на чтение телефонного справочника!».

Важнее всех

Высокомерие Кононова не могло не привлекать внимание его коллег по съемочной площадке, а среди них были настоящие звезды советского кинематографа: Леонов, Крючкова, Збруев, Быков, Носик, Касаткина. Говорят, что каждый на съемках, в общем-то, понимал, что фильма слегка странный, но молчали все. Кононов не мог, отсюда и выливались конфликты.

Режиссер Коренев вспоминал:

«Миша вел себя так, словно весь мир обязан ему. Постоянно спорил с режиссером, на его лице читалось недовольство. Он всегда сидел в стороне от коллектива, демонстративно занимался своими делами и словно подчеркивал своим видом, что участие в этом фильме для него было случайностью!».

Также участник съемок, сценарист Георгий Садовников, говорил следящее касаемо конфликта Михаила с Юрием Кузьменковым, исполнившим роль Вани Федоскина:

«Они сразу не поладили. Во время съемок на шинном заводе, они так начали спорить, что нарушили съемочный процесс. Каждый казалось бы желал, чтобы его мнение в эпизоде было последним. Это вылилось в острые словесные столкновения. Режиссер Коренев сделал строгое предупреждение Кононову. Но тот просто отмахнулся и отказался переснимать сцену. Слова сменились ругательствами. В итоге Кононов просто ушел. Вечером пришлось ему высказать замечание и угрожать отменой премиальных.»

А сам Кузьменков обрисовал ситуацию так:

«Все наши встречи с ним были чрезвычайно неприятными. Он был талантливым и профессиональным актером, но как личность… очень сложным, с массой комплексов. Он считал себя звездой, а «Большую перемену» стыдился. Он избегал даже участия в юбилейных встречах. Всегда стремился быть первым, даже среди равных.»

В итоге — признал

Большая перемена принесла огромный успех и не меньшее количество денег, но Кононов был не рад. Скорее наоборот — он впал в глубокую депрессию. По его мнению, зрители полюбили его не за гениальные актерские проявления в более серьезных фильмах, а за картину, которую он ненавидел всей душой.

Спустя годы, видимо, устав от борьбы с самим собой и внешним восприятием, Кононов, наконец, признался в очевидном в разговоре со сценаристом Большой перемены:

«Ты знаешь, Жор, я, кажется, неплохо сыграл. У меня неплохо получилось!”.

Однако признание собственных ошибок оказалось всего лишь иллюзией. Корона на голове Кононова так и не исчезла, и актер продолжал потакать своей гордыне. Это сыграло с ним злую шутку в трудные 90-е годы, когда кинематограф отошел на второй план, а заработать было тяжело даже на еду. Даже тогда Михаил стоял на своем… Он отказывался сниматься в низкопробных сериалах, несмотря на сложность с деньгами.

Однажды, прочитав предложенный ему сценарий, актер рыдал, словно мальчишка. Он вспоминал:

«Понимаете, у меня воспитание не позволяет. Мое поколение относится к искусству и творчеству с особым уважением. Поэтому сниматься в низкопробных сериалах — это категорический отказ от принципов. Когда я вижу сценарий, мне становится плохо.

Там сплошной дилетантизм, нелепость, пошлость. И сниматься в таком — это противоречие моей природе. Я даже разрыдался, прочитав то, что мне предложили. Все подумали, что это актерская игра. На самом деле, я просто рыдал от осознания того, как низко упала наша культура. Я отказался от роли, хотя гонорар был очень существенным!».

Последние годы жизни

Да, не секрет, что многие актеры советского периода настаивали на том, чтобы не участвовать в проектах 90-х, как, например, Вячеслав Тихонов. Но стоило ли придерживаться своих принципов, когда нужно было буквально сводить концы с концами?

Обсуждая этот вопрос, можно взглянуть на кусок диалога между Кононовым и Михалковым:

«Миш, ну что ты делаешь, талантливый актер. Зачем тебе свой огород с капустой и огурцами?».

В ответ Михалков услышал:

«Не та капуста, которую ты зарабатываешь, у меня хотя бы есть что поесть. Понял, Никита.»

Последние десять лет Кононов провел как отшельник в деревне. Пытался написать мемуары, но ни один издатель их не принял. По ошибке он переписал свою квартиру на аферистку, а затем ее любовник избил самого актера. Чудом Кононов остался жив.

Врачи, буквально кусками, восстановили звезду “Большой перемены». Но здоровье осталось слабым очень, а средств на дорогие лекарства не было, и в 2007 году актер скончался.

Друзья Кононова впоследствии вспоминали:

«К сожалению, иногда об актерах вспоминают только после их ухода. Это свидетельствует о человеческой безразличности. И вот так с Мишей случилось… Слава ушла, и он ушел из жизни в нищете, никто даже не интересовался его судьбой!».

А как вы считаете, дорогие друзья, прав были Михаил Кононов или иногда все же нужно отринуть гордыню?

Оцените статью
«Большая перемена — просто ужас и бред. Всегда ненавидел этот фильм» Тяжелая судьба и смерть в нищете Михаила Кононова — Нестора Петровича
Ирина Иванова: как сложилась жизнь исполнительницы роли Полины из фильма «Мужики»