Почему из «Мимино» вырезали сцену с японцами и ещё 12 фактов о съемках культовой комедии

Фильм «Мимино» настолько полюбился советским зрителям, что разошелся на цитаты. Однако интересны не только образы этой картины, но и сама история ее создания, которая полна очень любопытных и даже комичных моментов. Их, по воспоминаниям участников процесса, было множество.

1. Сначала сценарий был скучным

На стадии первоначальной идеи и название фильма, и его сюжет были скучноваты. Данелия хотел снять фильм об обычном летчике, летавшем на старом вертолете, в свободное время писавшем стихи и игравшем на трубе, и назвать картину «Ничего особенного». Считается, что поменять планы Данелия решил после разговора с приятелем-режиссером Рустамом Ибрагимбековым. В итоге было решено несколько изменить сценарий: снять фильм о провинциальном грузинском летчике, мечтающем летать на международных бортах. Данелия посвятил в свой план Резо Габриадзе и Викторию Токареву (они были его соавторами), и они втроем изменили сценарий. Сюжет был переписан за 20 дней.

2. Эндокринолог или шофёр?

Изначально товарищем героя Валико должен был стать не шофер, а врач-эндокринолог, причем играть его, по задумке Данелии, должен был Евгений Леонов. Однако по мере работы над сценарием врач трансформировался в водилу-армянина, которого ошибочно принимают за известного эндокринолога. На самом деле Данелия долго колебался между шофером и врачом, и в итоге сделал свой выбор с помощью подброшенной монетки. Выпал шофер и в этой роли режиссер ясно увидел именно трагикомичного Фрунзика Мкртчяна. Между тем снять харизматичного Евгения Леонова, которого Данелия очень любил, ему тоже очень хотелось, и поэтому он предложил актеру роль фронтовика. Она стала изюминкой фильма.

3. Киномюзикл не получился

Данелия хотел, чтобы фильм был фактически мюзиклом – музыкальной трагикомедией. Он представлял, что там будет много песен и исполнять их будет Кикабидзе. Однако актер наотрез отказался от такого предложения. Он настаивал на том, что гордый летчик и человек не слова, а дела, как Валико, не может распевать песни – это противоречит и образу, и идее фильма.

Ему удалось убедить Данелию, но тот все-таки уговорил Кикабидзе спеть «Читу-Гвриту» за кадром. Впоследствии она стала не только визитной карточкой фильма, но и советским хитом и ее напевала вся страна. Также Кикабидзе согласился напеть грузинскую песню в сцене со звонком в Израиль, но в данном случае она имела ключевое значение, чтобы передать щемящее чувство тоски по родине.

4. Как Рубен пугал режиссера

Сцена, когда Рубик подумал, что у него угнали машину, Валико пошел звать милицию, а армянин остался его ждать во дворе и напугал местного жителя, была чистой импровизацией. Фрунзик Мкртчян придумал, что друг оставит его «охранять следы». Перед съемкой режиссер и актер спускались к машине и встретили ученика Данелии режиссера Виктора Крючкова – его и решили снять в роли прохожего, которому Рубик будет кричать: «Друг, как брата прошу, не подходи!».

5. «Курицу хочу»

Роль Ларисы Ивановны вполне могла сыграть Лариса Удовиченко. Именно между ней и Еленой Прокловой выбирал Данелия, но в итоге остановился на Елене. Несмотря на то, что роль должна была быть совсем маленькой (а на выходе по времени в кадре она оказалась еще меньше, чем обещал Данелия), актриса согласилась. И не прогадала: образ Ларисы Ивановны стал главной «фишкой» и он проходил через весь сюжет. Кстати, знаменитую фразу Валико про Ларису Ивановну придумала Виктория Токарева. Во время написания сценария она вспомнила, как однажды в очереди в магазине стоявшая перед ней грузинка сказала продавцу: «Курицу хочу».

6. Зима подставила подножку

Фильм снимали в Москве в мороз, Кикабидзе и Мкртчян сильно мерзли, однако появляться в кадре в теплой зимней одежде отказывались, считая, что это будет нереалистичным: они же, как-никак, гости с Кавказа. Данелия жил неподалеку и часто приглашал Кикабидзе к себе домой согреться. Но все равно актер пострадал от русской зимы. Во время съёмки фрагмента, где он поскальзывается на льду, Кикабилзе ударился головой и сильно травмировался. Позже ему даже понадобилась операция.

7. Кого сыграл Данелия и откуда суперсамолёт

Самого режиссера тоже можно увидеть в фильме. Помните момент, когда Валико приходит на аэродром, пытаясь улететь из Москвы домой? Данелия сыграл командира экипажа самолета «Тбилиси-Москва», который проходит мимо и которого тщетно пытается попросить о помощи Валико.

Кстати, об авиации в фильме. Показанные в «Мимино» сверхзвуковые пассажирские самолеты Ту-144 в Тбилиси никогда не приземлялись, как, впрочем, не летали они и в Сан-Франциско, куда в конце фильма направлялся Валико со своим экипажем. Пассажирских ТУ-144 в СССР было всего два и летали они только по маршруту Москва – Алма-Ата (кстати, недолго). Однако чтобы показать, насколько велик контраст между работой Валико у себя на родине (летает на «развалюхе» и грузит кур) и его мечтой (экипаж в красивой белой форме, зарубежные рейсы), был выбран такой суперсовременный самолет.

8. Образ подсказала дочка

Эпизод с девушкой-адвокатом – история не выдуманная, а реальная. Ее подсказала Данелии его дочка Лана. Именно с ней произошла такая история. В начале карьеры девушка пришла на встречу с подзащитным в «Бутырку» и от волнения забыла, что нужно говорить. Тогда заключенный сам начал ей подсказывать, что она должна у него спросить.

9. Пёсика взяли спонтанно

Собачку, которую можно увидеть в сценах, где показана жизнь Валико в Грузии, нашли случайно. Ее увидели на улице, схватили и привезли на съемки. Изначально на роль деревенского пса привезли дрессированную собаку, однако уже на месте стало ясно, что выглядит она совсем не по-дворовому , поэтому ей и нашли замену. Песик Зарбазан (так его назвали киношники) отлично справился с задачей. Когда же после отснятых сцен съёмочная группа стала искать его хозяев, чтобы вернуть им питомца, выяснилось, что он бездомный. Пес оказался таким милым, что директор фильма решил взять его себе и забрал в Москву.

10. Почему именно Дилижан

Автор музыки к двум знаменитым песням из «Мимино» – «Приходит день, уходит день…» и «Чито-гврито» – замечательный композитор Гия Канчели. Именно по его просьбе режиссер сделал родиной Рубика Дилижан, прославив этот город на всю страну. Фразу: «У нас в Дилижане кран отроешь…» помнят все, кто хоть раз видел этот фильм. Но почему именно Дилижан? Все дело в том, что Гия Канчели работал над музыкой к картине именно в этом городке и захотел увековечить его в фильме. Поначалу Данелия не соглашался, и тогда композитор снял с себя куртку и вручил режиссеру: «Дарю». Данелия был очень растроган и сдался.

11. Что вырезали и что вернули

Из фильма вырезали сразу несколько эпизодов. Во-первых, убрали сцену, где Валико и Рубик едут в лифте с гостями из Японии, которые говорят, глядя на них, что все русские – на одно лицо. Также в сцене, где Валико звонит из заграницы в Телави и попадает в Тель-Авив, убрали фразу, где на другом конце провода человек поясняет, что это Израиль. А ведь это была изюминка всей сцены. Правда, режиссеру удалось добиться, чтобы этот момент вырезали только для «фестивальной» версии, которую показывали за границей, а в другой, советской, её оставили. И хорошо.

В разное время из картины исчезали и другие фрагменты – например, во время правления Черненко в «Мимино» не было сцены с заключенным, ведь игравший его Савелий Крамаров на тот момент эмигрировал в США и считался предателем.

А когда страной рулил Горбачев, развернувший антиалкогольную кампанию, из картины вырезали сцену в гостинице «Россия», где Валико и Рубик напились. К счастью, все вырезанные фрагменты, кроме сцены с японцами, потом вернули.

12. Финал изменили

Финал фильма должен был быть другим. После того, как во время международного рейса тоскующий по родине Мимино признается стюардессе, что хотел бы спрыгнуть с самолета, он должен был и правда выпрыгнуть. Далее события развивались фантастически: герой падает, скатывается с горы и оказывается у родной деревни, где встречает друга-кузнеца, которому по его просьбе он привез из США подковы. При этом у Валико рвутся сзади штаны, и друг ему на это указывает. Мимино укоряет земляка: мол, вокруг такая красота, горы, а ты смотришь на то, что у меня сзади. Эту сцену вырезал худсовет, посчитав слишком фантастической и неуместной.

Есть и другие секреты со съемочной площадки этого культового фильма. Так, например, когда снимали сцену в ресторане гостиницы, Кикабидзе и Мкртчян были пьяны по-настоящему. Правда, это вышло случайно.

Оцените статью
Почему из «Мимино» вырезали сцену с японцами и ещё 12 фактов о съемках культовой комедии
81-летняя актриса Алина Покровская и её жизнь: каким вырос её сын, которым звезда «Офицера» так горда