Изначально эта мелодрама, которая несмотря на счастливый финал, оставляет тягостное впечатление, называлась «Портрет моего отца», хотя
отец главного героя в его жизни так и не появился. Зато время от времени появлялась мать — красивая, но не слишком привязанная к сыну женщина, которая стремилась устроить собственную жизнь и металась от кавалера к кавалеру, а о сыне вспоминала лишь в сложные моменты, да и тогда чаще обманывала его.
Такая непростая тема требовала от авторов деликатности, и им это удалось: фильм «Родителей не выбирают» (1983) получился тонким и тактичным, хотя и не бесспорным.
Сценарий «Портрет моего отца» драматурга Вадима Трунина повествовал о молодом строителе БАМа Андрее Бурлакове, которого жизнь не раз заставила принимать трудные решения. Сценарий сразу заинтересовал и коллег Трунина по цеху, и критиков, и режиссёров,
драматург получил за него первую премию на конкурсе сценариев «Сибирь и Дальний Восток. Люди, дела, свершения»,
и довольно быстро его взялся экранизировать режиссёр Виктор Соколов. Но любопытно, что в фильме ни БАМ, ни Сибирь ни разу не упомянуты, собственно, там вообще нет никакой географической привязки, а рассказанная история могла произойти где угодно.
Итак, в начале картины главный герой — обычный деревенский школьник, живущий с бабушкой.
Отца своего он не знал и не знает, а мать бывает в деревне набегами, в перерывах между романами с какими-то мужчинами.
В очередной приезд, которая для мальчишки — настоящее счастье, она уверяет сына, что никогда его не бросит и буквально на следующее утро, пока он спит, уезжает, в очередной раз обманывая ребёнка.
Андрей же продолжает жить привычной жизнь: учится и дружит с одноклассницей Машей, к которой неравнодушен. Есть у Андрея и соперник, который его частенько подначивает, — одноклассник и сосед Лёшка. Спустя несколько лет все трое оканчивают школу, Андрею и Лёшке приходят повестки в армию. А Маша долго определяется, кому же она симпатизирует больше, но в итоге проводит ночь с Лёшкой. Накануне ухода Андрей в армию неожидано вновь приезжает мать, но не одна, а с девочкой-дошкольницей. Это её дочь Алиса, у которой тоже нет отца.
Во время службы Андрей и Лёшка узнают, что Маша вышла замуж и уехала. Андрей смиренно принимает эту новость, а вот Лёшка клянётся отыскать девушку. И действительно это делает, вернувшись, но вернуть её не получается: она хоть и неудачно, но замужем. Тогда Андрей, сам давно влюблённый, но понимающий, что Маша любит Лёшку, берётся за дело и соединяет пару, при этом становится частым гостем в их доме, что уже сильно раздражает Лёшу. Казалось бы, всё более-менее благополучно, однако происходит несчастье:
Лёша, водитель трактора, берётся помочь другому водителю вытащить застрявшую в снегу машину. После неудачного манёвра трактор оказывает на льду пруда и, проломив его, моментально уходит под ледяную воду.
Лёшу спасти не успевают. А Маша, меж тем, уже ждёт ребёнка.
Ещё через несколько лет Андрей отправляется в Ленинград навестить мать. И узнаёт, что у той очередной новый муж, с которым она укатила в отпуск на юг. Но без Алисы:
дочь она предпочла сдать в интернат, чтобы наслаждаться личным счастьем.
Андрей разыскивает Алису, забирает её из интерната и едет в родную деревню. Навещая родителей Лёшки, он находит у них внука, сына погибшего Лёши и Маши. А Маша (как вы думаете, что? Правильно) уехала. Это ещё не совсем финал, но потом всё будет хорошо.
На роль Андрея Бурлакова режиссёр пригласил выпускника ГИТИСа, ученика Олега Табакова Андрея Смолякова. Несмотря на молодость, Андрей Смоляков уже не был в кино новичком, он снялся в ряде картин, в том числе в главных ролях. Новая роль в каком-то смысле повторила один из его предыдущих образов — обаятельного героя по имени Андрей-всех-добрей из сказки «Андрей и злой чародей» (1981).
В фильме «Родителей не выбирают» его персонаж — олицетворение всех положительных качеств. Режиссёр Виктор Соколов так охарактеризовал Николая Бурлакова:
«Много испытаний выпало на долю парня, но они не озлобили Бурлакова, не сделали его замкнутым. Наоборот, он как бы открыт для добра. и в то же время способен выступить против любого проявления несправедливости».
Андрея Смолякова, к слову, с первых шагов в кино долго воспринимали как исполнителя ролей положительных и не видели его в образах негодяев и бандитов, чем он сам был недоволен. Но уже в российском кино в артисте разглядели и другие стороны, так что со временем диапазон его ролей сильно расширился.
В роли Лёшки — Пётр Юрченков, в роли Маши — Марина Шиманская, тоже уже хорошо известная зрителям по предыдущим работам, в том числе комедии «Берегите женщин», которая вышла совсем недавно, в 1981 году.
Ну а в образе Натальи Бурлаковой, непутёвой мамаши, — Елена Майорова, актриса, которой и самой досталась нелёгкая судьба.
Занятно, что Елена Майорова и Андрея Смоляков, игравшие мать и сына, на самом деле ровесники.
Отдельно о родителях Лёшки, второстепенных, но небезынтересных героях. По сюжету Наталью и Володю, отца Лёшки, в молодости что-то связывало (в фильме на это есть небольшой намёк, но никаких подробностей), и это не было секретом для односельчан, потому что в какой-то момент Катя, жена Владимира, мать Лёши, с горечью заметила, что он никогда её не любил, а всегда любил эту гулящую (в кадре другое слово прозвучало, несколько более грубое). Зрителям остаётся додумывать, что за всем этим скрыто. А сыграли эти роли Юрий Кузьменков и Елена Драпеко.
В других ролях можно увидеть Николая Скоробогатова и Анатолия Рудакова.
Фильм «Родителей не выбирают» вышел весной 1983 года. Ни для кого из участников эта картина не стала прорывной и особо успешной, хотя в целом история добротная и качественно снятая, хотя и не лишённая некоторых провалов (например, упомянутые выше отношения матери Андрея и соседа или эпизод, когда Андрей уже после армии приехал к Наталье, а у неё милиция проводит обыск из-за очередного мужа. Что произошло, почему, чем эта линия завершилась — непонятно). Заканчивается лента очень светлыми кадрами, светлыми во всех смыслах: и визуально, и сюжетно. Но почему-то успокоения это не приносит.
А вы знакомы с этим фильмом? Как вы думаете, всепрощенчество Андрея — это правильно или есть вещи, которые нельзя простить?