«Утренние поезда» — любовь без хэппи-энда

Фильм «Утренние поезда» (1963) похож на все молодёжные драмы 1960-х. В центре внимания – трое неразлучных друзей. В 1960-х было модно изображать «трёх товарищей», как в популярном романе Эриха-Марии Ремарка. Так было и в «Моём младшем брате» (1962), и в «До свидания, мальчики» (1961), и в «Заставе Ильича» (1964).

Парни симпатичны, остроумны и целеустремлённы – работают на заводе, а вечерами постигают науки. Да, между делом треплются о Хемингуэе и светлом будущем – всё, как тогда было принято. И вот ребята встречают в электричке девушку Асю (Валентина Малявина), которая едет устраиваться на тот же завод. А ещё она собирается выучиться на инженера.

У той Аси — широко распахнутые глаза, ладная фигурка — песочные часы, юбка-колокол, каблук-шпилечка. «А у нас во дворе есть девчонка одна…», — как пелось в песенке тех лет. Настоящая грёза шестидесятника. Типаж с обложки журнала! Конечно же, один из друзей, романтичный Сева (Лев Прыгунов) сходу влюбляется в Асю.

Тогда вся атмосфера бытия располагала к любви – никогда ни до, ни после молодёжь не была такой светлой и радостной. Однако девушка выбирает другого – не из этой молодой компании. Асю привлекает разбитной, бывалый Паша (Анатолий Кузнецов). Он умеет красиво тратить …впрочем, заработанные, а не краденые купюры, а ещё не болтает о звёздах, а умело целуется.

Не тащится, провожая и бурча что-то умное, а …ловит такси. Павел старше этих пацанов лет на десять, он циничен и него уже есть женщина Тоня (Людмила Чурсина), которую он с лёгкостью бросает, ради того, чтобы заняться юной Асей. То, что с Павлом не может быть никакого счастья, мы-зрители видим в первых же кадрах…

Он, только появившись, произносит фразу-маркер: «Жить надо на всю катушку». В советском кино не любили тех, кто «брал от жизни всё», ибо за этой философией крылась какая-нибудь подлость, если не преступление. Ещё один маркер – Паша с лёгким презрением относится к тем, кто учится без отрыва от производства.

Ценилась образованность, а не одна только ударная работа у станка. Да, ещё один маркер и он посерьёзнее всех предыдущих – Павел играет на бильярде. Не за интерес — на деньги. Такой у него культурный досуг. Далее тот нахальный персонаж склоняет Асю к определённым отношениям. Это показано штрихами, недомолвками, но всем всё ясно.

Они лежат рядом, он курит. И, как это всегда бывает, Паша …охладел к Асе. Он давно привык к лёгким победам и смене декораций! Начинается гнусное избегание девушки. Но потом что-то щёлкает, и Павел делает предложение Асе. Та соглашается, хотя, уже колеблется. По факту, он не пoдoнок, но таких «не берут в коммунизм».

В те годы антигероем иногда бывал …передовик производства с низкими моральными качествами. Таков и этот Паша – неплохой мужик, но с гнильцой. Потом – свадьба, машина, …соревнование на перегонки с мотоциклом… Шик и лихость — тоже нехорошие признаки. В результате погибает Асина подруга Инна (Люсьена Овчинникова).

В нуарном духе сняты две сцены – 1) рыдания Аси, которая поняла, что этот союз обречён, всю любовь она придумала и 2) шатание Павла по железнодорожным путям. Всё время кажется, что или она кинется под поезд, или – он. В финале мы видим, что Ася по-прежнему ездит на завод в той электричке и дружит (лишь дружит!) с Севой.

Но! Никакого Павла возле неё нет. Видимо, развелись. Хэппи энд вроде как присутствует, но его …нет. По логике всё должно было произойти иначе – Ася изначально отказывает Павлу, выходит за Севу …И все живы. Но – нет. А потому фильм и типичен, и нетипичен для нашего кино. Вот в реальности бывало всякое.

Оцените статью
«Утренние поезда» — любовь без хэппи-энда
Пронзительная драма о женщине, пережившей войну, но не пережившей мир