После фильма «Джентльмены удачи», где сюжет строился возле того, что существуют два очень похожих друг на друга человека, один из которых порядочный гражданин, а второй преступник, Александр Серый снова снял фильм про «двойников».
Фильм называется — «Ты мне, я тебе».
Есть два брата-близнеца. Сергей — простой провинциальный инспектор Рыбнадзора. Совершенно честный и неподкупный человек. Иван — живет в столице и работает банщиком. И вроде бы простая профессия, но именно она открывает все двери в сложный мир «блата» и знакомств с «нужными людьми».
Так уж случилось, что Сергей попал в больницу. Он попросил своего брата Ивана заменить его на своей ответственной работе, так как браконьеры не дремлют.
Брат Иван уже привык к такому образу жизни, что уже в каждом человеке он видит потенциальную возможность чего-то с него поиметь. Или, на крайний случай, просто завести полезное знакомство.
Только вот это уже далеко не баня, тут «полезная дружба» может довести до самой настоящей экологической катастрофы.
Что же делать Ивану? Закрыть глаза или поступить так, как положено по-совести.
И вот здесь уже мы видим «перерождение» человека, который из обывателя-мещанина превращается в человека, радеющего за своё правое дело.
Фильм — сугубо положительный. Жанр — комедия.
Снят он был в 1976 году, а потому возникает вопрос — «Не было ли вопросов у худсоветов по поводу содержания фильма?».
По факту, мы же видим сатиру на общество, в котором правит блат и связи. Хочешь, чтобы у тебя в доме был «дефицит» — должен иметь полезные знакомства с полезными людьми.
Получается, что советский человек вынужден выбирать, с какой стороны ему быть — или быть таким как Сергей, или быть таким как Иван.
Но можно посмотреть на данное явление совершенно с другой стороны. А что, если вот такой вид «мещанства» просто высмеивается, мол, «фу таким быть»?
К примеру, в 1979 году был снят фильм «Пена», где наглядно было показано, как блат и связи помогают не только продвигаться по служебной лестнице, но и вообще — помогают людям жить на одну ступеньку лучше.
Видимо, можно было такое снимать.
А может быть такое требовали снимать? Я совершенно не удивился бы.
Вот как показан Иван? Показан он просто — человек без вкуса, который тащит в квартиру всё, что можно «достать». В определенных круга это все вполне котируется. Но только в тех мещанских кругах, в которых обитает сам Иван.
Но стоит ему приехать в сельскую местность и «стать Сергеем», как вроде бы вполне приличный городской житель вдруг резко начинает выделяться своими «меркантильными» замашками.
И что же мы видим — мы понимаем, что сам Иван ничуть не лучше тех браконьеров, которых ловит Сергей. Просто у него «другая рыба».
Создатели фильма как бы нам говорят — «Такие, как Иван, это своеобразные браконьеры на теле общества». И вот Сергей — именно таким должен быть настоящий гражданин, выполняющий свои обязанности, которые на него возложило государство (и платит ему за это зарплату).
Если в предыдущей комедии Александра Серого «Джентльмены удачи» отрицательный персонаж «Доцент» не перевоспитался (хотя, возможно, перевоспитались его подельники), то в фильме «Ты — мне, я — тебе» брат Иван смог «перевоспитаться», так как по своей натуре он был человеком порядочным, просто красивая жизнь его немного «испортила».
В фильме отлично используется прием «подмены». Такой прием любят зрители, такой прием хорошо вписывается в комедийный жанр.
Но что тут важнее — подмена или сатира? На чем строится комедийный эффект?
И вот тут как раз «всё четко». Не будь «подмены», мы бы просто наблюдали, как типичный мещанин перевоспитывается. Не так уж и интересно.
Но когда соединили не самую положительную черту общества (страсть к блату и предметам роскоши) и добавили «подмену», которая создает комичный эффект, так как Иван притворяется Сергеем, то получилось очень даже неплохое кино.
Я бы даже оценил его не хуже, чем «Опасно для жизни» Леонида Гайдая, где тоже главную роль сыграл Леонид Куравлев.
Не шедевр, как «Джентльмены удачи», но гораздо лучше, чем многие другие комедии, создававшиеся в конце 70-х и начале 80-х годов.
Между прочим, Леонид Куравлев сыграл и одну из главных ролей в упомянутом фильме «Пена».