Исконно русская кустодиевская красота в итальянских интерьерах XVIII века. Героиня Натальи Гундаревой сводит с ума трех мужчин, но сама оказывается в любовной ловушке. 29 декабря 1975 года по Первой программе ЦТ состоялась премьера телеспектакля «Трактирщица». Эта первая главная роль тогда еще малоизвестной актрисы на экране.
Понедельник – традиционный день, когда на советском телевидении, в вечерний прайм-тайм, показывали фильмы-спектакли. Премьеры и повторы. Нестареющую театральную классику и постановки современных советских авторов о строителях коммунизма.
Накануне нового 1976 года пришел черед итальянского комедиографа XVIII века Карла Гольдони. Этот драматург, равно как и его современник, земляк-венецианец и литературный противник Карло Гоцци, всегда были любимы в отечественном театре.
Две самые известные пьесы Гольдони – «Трактирщица» (1753) и «Слуга двух господ» (1749). Обе неоднократно переносились на экран.
Самая первая экранизация «Трактирщицы» — датско-шведская немая короткометражка 1911 года под названием «Миранда». Миранда или Мирандолина – имя главной героини пьесы, трактирщицы (а трактир это не только едальня, но и гостиница), которая ради потехи и тщеславия влюбляет в себя богатых и знатных постояльцев. Просто обольщает, не доводя до греха. И не замечает, как сама постепенно влюбляется в обычного мужчину, который всегда рядом с ней.
Из западных экранизаций «Трактирщицы» известны итальянские комедии «Хозяйка гостиницы» (1980) с Адриано Челентано и Паоло Вилладжо и «Миранда» (1985) от режиссера Тинто Брасса с Сереной Гранди в главной роли. Двое последних – настоящие легенды европейского откровенного кинематографа, соответственно в адаптации на первом месте роскошные телеса главной героини, а не сюжет или актерские работы.
В нашей стране первой экранизацией стал поставленный на «Мосфильме» телеспектакль «Хозяйка гостиницы» (1956) с Ольгой Викландт в главной роли. Ввиду малого количества телевизоров в то время, картину показывали и в обычных кинотеатрах.
Также известна двухсерийная музыкальная адаптация под названием «Примите вызов, сеньоры» (1982), снятая на студии «Грузия-фильм» для Центрального телевидения.
Плюс был всего один раз показанный по ЦТ снятый на азербайджанском телевидении телеспектакль «Хозяйка гостиницы» (1978). Также в сети можно найти снятую на камеру постановку Театра Сатиры «Хозяйка гостиницы» (2011) со Светланой Антоновой в главной роли.
Вопреки часто упоминаемой в разных источниках информации, телеспектакль «Трактирщица» (1975) не является адаптацией реального, шедшего вживую, спектакля. Он изначально снимался для телевидения, а весь актерский состав (он небольшой) представляет совершенно разные московские театры.
При желании можно сравнить Наталью Гундареву с другими актрисами. Мы не будем определять кто лучше или хуже, но одно нужно сказать наверняка – Миранда от Натальи Георгиевны точно не похоже на итальянку XVIII века. И атмосфера на экране не чужая итальянская, а своя родная. Телеспектакль от режиссера Александра Белинского получился сродни многочисленным адаптациям пьес Островского, несмотря на вычурные наряды и иностранные имена героев.
Не случайно Народный артист РСФСР Евгений Лазарев так сказал об исполнительнице главной роли:
«Её пластичность, музыкальность, комедийный талант как нельзя лучше подошли для этой роли. Ей удалось сыграть женщину сильную, умную, которая знает, чего она хочет в жизни и как этого добиться, и при этом женственную и обольстительную. Гундарева — это партнёрша, о которой можно только мечтать. В какой-то момент, я уже перестал изображать страсть — я горел по-настоящему, и это всё благодаря ей. Исконно русская кустодиевская красота!».
27-летняя актриса Наталья Гундарева на тот момент уже успела полюбиться зрителям по роли в фильме «Здравствуй и прощай», но пока еще «ходила» в ранге начинающих киноактрис. Да она уже играла центральные роли в театре, а вот на экране главной героиней дебютировала впервые.
Телеспектакль «Трактирщица» полюбился зрителям и стал одним из самых популярных в истории советского телевидения. 31 декабря 1980 года его даже показывали перед новогодним обращением Л. И. Брежнева.
Постановка получила на ЦТ СССР больше десятка повторных показов и дала старт кинокарьере актрисе, которая тогда еще даже не имела звания Заслуженной артистки. А в 1986 году Наталья Георгиевна станет Народной артисткой РСФСР.
По настоящему переломных для актрисы станет 1977-й год, когда в кинотеатрах покажут мелодраму «Сладкая женщина» (1976), а по телевидению — искрометную комедию «Труффальдино из Бергамо» (1976).
Кстати фильм-триумф однокурсника Натальи Гундаревой по Щукинскому училищу Константина Райкина также снят по пьесе Карло Гольдони – «Слуга двух господ».