Эта киноистория, с одной стороны, похожа на все милицейские детективы, а с другой… совсем не похожа. Начало – типичное, да и основа – тоже. Убит директор швейной фабрики Павел Павлович…
…Или, как его зовут сослуживцы (они же – подельники!) – Пал-Палыч и даже Хозяин. Также украдены ценности – антикварная коллекция монет. Милиция приступает к расследованию именно этих преступлений, хотя, ниточки тянутся, ой, как далеко!
И вот на роскошной даче одного из работников той фабрики, у экспедитора Семёна Орлова (Владимир Стеклов) собирается весь бомонд — организованная преступная группа, лишившаяся своего шефа.
Да-да. На этой фабрике творится чёрт знает что, при этом накладные в порядке, отчёты в ажуре, и для всего советского общества тот покойный Пал-Палыч – мудрый начальник, перевыполняющий план.
Перед нами «Разорванный круг» (1987)! Тема каждого второго детектива «про милицию и жуликов» — некий жучок устраивает на вверенном ему предприятии свой маленький бизнес, используя, понятное дело, фабричные мощности и силы коллектива.
Молодой и активный технолог Клёнов (Александр Соловьёв) рассчитал, что из остатков можно шить рубашки и пускать их «налево». Это были огрехи плановой экономики.
Тогда было легче украсть излишки, чем доказать высокому начальству, что они имеются и надо бы их тоже использовать. Судя по тому, каких материальных благ достигли участники организованной группы, афера более, чем удалась.
Клёнов – обычный технолог – прикатил аж на «Мерседесе», а в те годы иномарки были ещё редкостью. У экспедитора такая дача, что ей позавидовал бы академик или дипломат, не вылезающий из капстран.
У жены работника ОТК – красавицы Ольги (Тамара Акулова) на груди сияет брошь стоимостью 10 тысяч рублей – при том, что зарплата её мужа не превышает рублей 180-200, да и сама Оля в своём плановом отделе получает ничуть не больше…
Важнейшая деталь! В советские времена все эти подпольные дельцы бывали «вынуждены» дышать вполсилы – крутые дачи прятать за высоченными заборами, стоимость брошей скрывать, а то и выдавать за бижутерию, а насчёт «Мерседесов»…
Коллеги дружно ополчаются на Клёнова с его тягой к неумеренному шику – дескать, попадёшь на карандаш к ОБХСС, так раскроют всю цепочку. То есть воры могли тусоваться и хвастаться лишь в узком кругу таких же. Никаких тебе раутов. Крысиная жизнь.
Да, зачем все эти люди собрались на даче экспедитора-миллионера? Их волнует тема – кто же укокошил благодетеля и умыкнул общак? Все они – при том, что он их «научил» жить богато – имели к нему претензии. Кто же из них убил Пал-Палыча?
Вот здесь начинается интереснейшее расследование – в духе Агаты Кристи. Только великого Пуаро не хватает. Жулики сами пытаются нащупать слабое место и выявить убийцу. Подобный приёмчик – редкость в нашем кинематографе.
Начинаются обвинения и разматываются клубки. Так, выясняется, что дивная Ольга была любовницей шефа и брошь он подарил ей в тот роковой день. Быть может, Пал-Палыча прикончила ревнивая жена Лидия (Галина Польских)?
Или же второй экспедитор Митя (Вячеслав Баранов), давно тяготившийся «предпринимательством»? Великолепная игра актёрской группы и режиссура Вениамина Дормана, хорошо известного нам по фильмам о Резиденте!
Интересно, что убийцы тут нет – его ловят в самом конце, и это – тоже любопытный сценарный выверт. Заказчик ограбления Пал-Палыча есть в коллективе и он сидит за этим столом…
А вот главный фигурант, впрочем, не желавший убивать вороватого директора, за столом отсутствует. В общем, насыщенный событиями, крепко сделанный детектив, который, увы, редко обсуждают в блогах…