Мелодрама, в которой рабочий-ловелас соблазнил и обсмеял невинную красавицу

Картина «Утренние поезда» (1963) вышла в годы оттепели и вполне соответствовала духу времени.

Её главные герои — обычные рабочие, живущие обычной жизнью, которую вдруг раскалывает необычная встреча и последовавшая за ней непростая романтическая история с трагической развязкой.

Интересно, что сюжет этой мелодрамы придумали авторы, которые больше запомнились захватывающими приключенческими фильмами — Авенир Зак и Исай Кузнецов. Но начинали они с мелодрам и комедий, «Утренние поезда» — их третий сценарий.

Итак, трое друзей, Сева, Толик и Гена, каждое утро едут на завод на электричке. Как-то они видят девушку, совсем юную и прелестную, буквально совершенную в собственной лиричной чистоте, и безуспешно пытаются с ней познакомиться.

А девушка Ася едет устраиваться на завод: она планирует поступать в институт, но для этого нужно иметь рабочий стаж.

Асю определяют разнорабочей и на работе она знакомится с коллегой Павлом, который считает себя хозяином жизни. Взрослый и опытный (во всех смыслах) Павел влюбляется в Асю. Хотя это больше походит не не влюблённость, а на желание получить новую игрушку, необычную, странную, пока недоступную. И со временем Ася, которой поначалу напористость и резкость Павла не нравятся, всё же поддается его силе и харизме. Правда, потом становится понятно, что Павел недалёк, хитёр, ему чужды рабочая романтика и энтузиазм. В отличие от Севы, который, оказывается, работает там же. Сева, как и его друзья, — юноша мечтательный и восторженный, но твёрдо стоящий на земле рабочий и студент-заочник.

Он умеет слышать музыку в грохоте станков, цитирует Хемингуэя, увлекается кинолюбительством (по сценарию он ещё и играл на банджо, но в фильме этого нет). Сева влюблён в Асю, но её сердце отдано Павлу.

Но ему в какой-то момент девушка надоедает и он без стеснения позорит её перед своими приятелями: когда Ася, пришедшая за ним в бильярдную, представляется его женой (ведь у них уже всё было!), он при всех говорит, мол, никакая ты мне не жена, а так… Однако через время он осознаёт, что был неправ и даже делает Асе предложение. И вот наступает день свадьбы. Для девушки это должен быть самый счастливый день, но Ася, похоже, не рада. И не зря: этот день принесёт всем только беду.

Снимать «Утренние поезда» доверили молодых режиссёрам, только что выпустившим очень успешную ленту о рабочих с комедийным уклоном «Карьера Димы Горина» (1961) Фрунзе Довлатяну и Льву Мирскому. А главную роль получила Валентина Малявина, начинающая актриса, уже тогда считавшаяся одной из первых кинокрасавиц.

Валентина была чуть старше своей героини, но уже более зрелой в личной жизни: к моменту съёмок она уже была замужем за Александром Збруевым, тогда как Ася только вступала во взрослую жизнь.

Коварного искусителя Павла сыграл Анатолий Кузнецов, и этот образ — не такая уж частая возможность наблюдать Анатолия Кузнецова в отталкивающем, малоприятном виде, всё-таки обычно режиссёры давали ему роли положительные.

В роли молодого поклонника Аси Севы — начинающий Лев Прыгунов, это всего лишь его второе появление на экране. А его друзей Гену и Толика изобразили Валерий Малышев и дебютант Леонид Реутов. Любопытно, что жену Толика сыграла реальная супруга Леонида Реутова Лариса Виккел, которая тоже тут дебютировала.

Отдельно нужно отметить пару приятелей Павла Инну и Гену. Инна уже два года гуляет с Геной, мечтает выйти за него замуж и открыто ему говорит об этом. Но Гена тянет с женитьбой, потому что его всё устраивает и без оной. В роли Инны — Люсьена Овчинникова, и этот образ в ленте позже назвали одним из самых выразительных и заметных, а в роли Гены — Александр Кузнецов. Ну и нельзя снова не восхититься холодной красотой Людмилы Чурсиной, которая тут сыграла небольшую роль подруги Павла (а возможно, бывшей его любовницы).

В совсем маленьких ролях ищите Юрия Медведева, Виктора Гераскина и Виктора Чекмарёва, мастера отрицательных ролей. А если смотреть «Утренние поезда» очень внимательно, то можно увидеть там Михаила Кононова, Алексея Зайцева и Бориса Ардова.

Снимали фильм в Москве, в кадре иногда появляется завод МЗМ, он же Машиностроительный завод «Молния». Из Википедии следует, что предприятие работало на атомную промышленность. Предположу, что в этой связи производство было связано с некоторой секретностью, поэтому для меня странно, что кто-то дал разрешение на съёмки внутри и, как минимум, рядом. Если кто-то из читателей может это прокомментировать, то буду признательна.

В прокат «Утренние поезда» вышли в конце 1963 года.

Фрунзе Довлатяну и Льву Мирскому не удалось повторить первый успех: если «Карьера Димы Горина» была встречена с восторгом и сразу же вошла в число любимых советских фильмов (да и сейчас комедия — частый гость на тв), то вторая лента прошла почти незаметно.

Критики были сдержаны в оценках и отмечали некоторую схематичность положительных героев, особенно на фоне условно-отрицательных, которые оказались намного более интересными и привлекательными в психологическом плане. Зрители же и вовсе проявили равнодушие, поэтому лента быстро забылась. Дуэт Довлатян-Мирский после этого распался. Фрунзе Довлатян спустя два года выпустил очень красивую и лиричную ленту «Здравствуй, это я!», которая проложила путь на экран Маргарите Тереховой (этот фильм тоже очень советую посмотреть), но позже ни он, ни Лев Мирский заметных картин больше не выпустили. А «Утренние поезда» по-своему хороши: красивые и молодые актёры, воодушевляющая атмосфера шестидесятничества, гордость за рабочие профессии и моральная дилемма, из которой героиня вышла раненой, но поумневшей и повзрослевшей.

А в какой роли вы запомнили Валентину Малявину, чья судьба сложилась так горько?

Оцените статью
Мелодрама, в которой рабочий-ловелас соблазнил и обсмеял невинную красавицу
«Я шагаю по Москве» — почему Никита Михалков не должен был сниматься в этом фильме и кого Данелия видел в его роли