«Вы коммунист или член партии?». Фильм, где Галина Волчек сыграла Афродиту

Репрессии, сектантство, травля девочки из-за арестованных родителей, конфликт педагогов — авторы драмы «Грешный ангел» (1963) не только вместили в полтора часа массу событий, но и попытались решить несколько серьёзных моральных проблем. И любопытно, что местами картина выглядит как история для юных зрителей, но местами в ней возникают сюжетные повороты, осмыслить которые под силу только взрослым. Кстати,

снят фильм уже в оттепельные годы, но вот действие в нём происходит десять лет назад, в 1952-1953 годах, которые в известной мере можно назвать переломным моментом.

Фильм по сценарию Михаила Берестинского снял режиссёр Геннадий Казанский, мастер уже очень опытный и зрителям хорошо известный: именно Казанский был режиссёром таких популярнейших кинохитов, как «Старик Хоттабыч» (1956) и «Человек-амфибия» (1961) (в паре с Владимиром Чеботарёвым). Геннадий Казанский к тому моменту в кино работал уже три десятка лет, имел репутацию талантливого профессионала. Считается, к слову, что именно Казанский по-настоящему открыл для кино актёра Николая Волкова, доверив ему роль Хоттабыча.

Уже почти пятидесятилетний Волков, который до того снимался лишь в эпизодах и второстепенных ролях, тут же стал востребованным исполнителем, а режиссёры регулярно приглашали его к сотрудничеству.

Одну из главных ролей сыграл Николай Волков и фильме Геннадия Казанского «Грешный ангел».

Центральным же персонажем картины стала 15-летняя Вера Телегина, родители которой попали под репрессию по навету давнего «друга семьи» дяди Серёжи.

Сама Вера твёрдо убеждена в невиновности родителей и всякий раз с горячностью бросается их защищать, услышав лишь намёк на порочность отца и матери.

По пути на Чёрное море, которое она никогда не видела, Вера встречается со странным пожилым человеком, который говорит чудные вещи. Это богомолец, который мягко и ласково пытается завлечь незрелую душу в церковь. Он даёт Вере наставления: приехав на побережье, сразу отправиться в монастырь к некой матушке Агриппине, где девочка, которой так неспокойно живется, обретёт равновесие и смирится.

Но Вера отнюдь не из тех, кто смиряется. Вечером на берегу её обнаруживает ответственный милиционер старшина Ставриди и приводит домой, где вместе с женой Афродитой решает отправить Веру в местный детдом. Директорствует там Денис Антонович Симбирцев, с которым Афродита в годы войны была в одном партизанском отряде.

Симбирцев — настоящий педагог, учитель по зову сердца, он работает с детьми не ради галочки, а потому, что хочет вырастить (не не сделать) их них сильных, цельных людей.

Не все коллеги согласны с его методами, например, учительница литературы Людмила Васильевна уверена, что воспитание подразумевает силу и давление, а не общение на одном уровне. С ней у Веры сразу возникает конфликт, который продлится очень долго.

А вот Симбирцев в колючей, дерзкой, резкой острой на язык Вере видит личность и старается понять, что происходит в её душе.

Не так уж просто складывается отношения Веры с новыми одноклассниками. Она уверяет, что её родители — полярники, но как-то обман раскрывается и ребятам становится известно, что родители Веры арестованы. Но в итоге всех ждёт счастливое разрешение всех сложностей.

На роль Веры Телегиной утвердили студентку ГИТИСа Ольгу Красину, которая была старше героини на пять лет. Ольга Красина дебютировала в кино в 1960 году и за следующих полтора года снялась в нескольких лентах. Правда, за это ей пришлось дорого заплатить: девушку отчислили из ВГИКа, куда она успешно поступила. Её учитель Сергей Герасимов категорически запрещал студентам сниматься, но Ольга ослушалась. Однако, оставив ВГИК, она перешла в ГИТИС, где и продолжила учёбу. А всерьёз прославится она через пару лет, уже получив диплом, когда снимется вместе с Леонидом Быковым в его полнометражном дебюте «Зайчик» (1964).

Роль Симбирцева получил Николай Волков, а его оппонентку-учительницу Людмилу Васильевну сыграла Нина Веселовская. Других педагогов изобразили Любовь Малиновская, Геннадий Фролов, Юрий Медведев, Борис Рыжухин. В образе перевоспитавшегося отсидевшего вора — Алексей Кожевников, а колоритную чету Ставриди, которая не бросила в беде случайную юную знакомую Веру, сыграли Марк Перцовский и начинающая актриса Галина Волчек (и когда Афродита Ставриди, она же Галина Волчек, заявляет, что в этом доме старшина она, то тут уж хочешь не хочешь, но поверишь).

В образе старичка-богомольца Борис Чирков, но, к сожалению, его образ очень скуден, на экране персонаж появляется всего дважды.

В ролях воспитанников детского дома молодые исполнители Светлана Балашова, Иосиф Абрамашвили, Валерий Денисов, Николай Мельников, а самого юного героя строгого, деловитого и боевого, но очень доброго Шурика («Я женщин не бью, я их убиваю!») сыграл восьмилетний Боря Бархатов — маленький Серёжа из одноимённого фильма Георгия Данелии и Игоря Таланкина.

Когда фильм «Грешный ангел» вышел на экраны (весна 1963 года), критики отметили его двоякость. С одной стороны, безусловно яркой получилась главная героиня Вера. Журнал «Искусство кино» отмечал, что героиня — результат очень тонкого и точного перевоплощения актрисы Ольг Красиной, которая убедила зрителей, что Вера — натура горячая, но целеустремлённая, не способная предать идеалы, заложенные в неё родителями. С другой стороны, директор детского дома Симбирцев смотрится слишком уж положительным, состоящим сплошь из достоинств. В том же «Искусстве кино» подмечено:

«Симбирцев (актёр Н. Волков) — человек мудрый, смелый, честный, чуждый каких-либо компромиссов. Можно сказать — красивый человек.

Но временами нам кажется: вот-вот подует норд-вест и унесёт этого совсем прозрачного как бы на солнце светящегося человека. Хотелось бы в этом образе, таком человечном и благородном, видеть или, вернее, чувствовать больше земного притяжения».

В целом, однако, фильм приняли неплохо, он имел некоторый успех у аудитории, но позднее «Грешный ангел» стал нежелательным на экранах. Причину многие видят и в том, что ленты на антирелигиозную тему, которых довольно много выходило в период оттепели, утеряли актуальность. Да и проблемы репрессий в более поздние годы старались обсуждать менее активно. В итоге «Грешный ангел», само название которого в кинотенденции конца шестидесятых и семидесятых уже не вписывалось, забылся, сейчас это раритет, известный истинным киноманам.

Ну и не могу не отметить, конечно же, эпизод, который, возможно, через несколько вдохновил Якова Костюковского, Мориса Слободского и Леонида Гайдая на комическую и всем прекрасно пенящуюся сценку, когда на экзамен приходит студент с якобы больным ухом. Так вот впервые это техническое решение применили воспитанники детдома в «Грешном ангеле»: старшеклассник отвечал у доски с повязкой на голове, а с задней парты ему через наушник подсказывал решение приятель.

Резюмируя, могу сказать, что изначально была настроена по отношению к фильму скептически. Но случилось приятное разочарование: «Грешный ангел» — очень даже хорошая картина. Да, она не лишена некоторой плакатности, поучительности, а часть героев действительно плоски и однозначны. Но темы фильм затрагивает важные, над ними стоит поразмышлять.

И крайне любопытна тут позиция Людмилы Васильевны, которая пафосно говорит: «У нас не могут осудить невинных людей», а потом тут же заявляет, что добьётся осуждения поступка Веры, солгавшей о своих родителях, «ради её же собственного счастья и в назидание другим».

В общем, лента хорошая и забыта зря.

А вы знаете этот фильм? Не показались ли вам знакомыми школьные типажи (как взрослые, так и детские)?

Оцените статью
«Вы коммунист или член партии?». Фильм, где Галина Волчек сыграла Афродиту
Таинственное преступление в адлерской гостинице, во время съемок фильма «Бриллиантовая рука»