«Человек, который сомневается» — о том, что сомнение бывает полезным

Криминальная драма Леонида Аграновича и Владимира Семакова «Человек, который сомневается» (1963) гораздо больше напоминает …пособие для юристов, чем остросюжетную историю, где молодой Олег Даль сыграл роль парня, обвинённого в убийстве старшеклассницы.

Хотя, игра начинающего актёра – великолепна. Чувствуется одновременно и боль, и страх, и отчаяние. Замечу, что персонажу Даля грозила высшая мера наказания по УК РСФСР 1960 года, а не лет восемь-десять колонии, как если бы без отягчающих.

Также замечу, что в начале 1960-х подобное убийство (в сценарии было ещё и изнacилование, но в фильме это завуалировали) было чрезвычайным происшествием и весть о нём разлеталась по всей области – при том, что о таких вещах старались вообще не писать в прессе — берегли нервы трудящихся.

Тогда лидировали иные преступления – хулиганство, кражи личного имущества, хищения государственной и общественной собственности, но «умышленное причинение смерти другому человеку», как трактует Уголовный Кодекс это деяние, было редкостью.

Итак, в маленьком провинциальном городе произошло убийство девушки-десятиклассницы Тани Куриловой, а её приятеля-воздыхателя Бориса Дуленко (Олег Даль) приговаривают к смертной казни. Ибо всё-то на нём сходится.

После жалобы адвоката Верховный Суд постановил вернуть дело на дополнительное расследование и в городок выезжает Михаил Лекарев — следователь по особо важным делам (Георгий Куликов). Так начинается киноистория.

Опытный следователь быстро начал понимать, что Борис – не убийца, но что-то скрывает. Здесь – интересный дидактический момент, ибо Дуленко – раздолбай и у него отсутствует цель в жизни – во всяком случае отсутствовала на момент посадки.

Так, гулять и наслаждаться. Что же касается убитой Куриловой – красивой и развитой старшеклассницы – то у Дуленко к ней были реальные чувства. Хотя фильм простенький, но сцены воспоминаний, где Борис гуляет с Таней сделаны невероятно …щемяще что ли.

Слово «Никогда!» буквально разлито в пространстве. И ещё – Дуленко прямо говорит, что тот вечер был самым счастливым в его жизни. Был. Девушка в светлом платье «колоколом» — трогательный, поэтический образ начала 1960-х. Такая девочка-весна на фоне мирного, созидательного бытия.

Следователь всё чётче сознаёт – этот пацан при всех его минусах не мог жестоко убить нравившуюся ему девушку. Помимо этого, Лекарев «воспитывает» начинающих сыщиков, среди которых есть умненькая девчонка Инна (Валентина Талызина).

Она оказывается умнее и тоньше своих соучеников мужского пола. Да, в СССР задолго до Голливуда с его «сильными и независимыми героинями» транслировали образ таких девчат. А ещё московский гость прищучивает местного следака УВД, работавшего по «старым лекалам»…

То есть …по сталинским, когда надо было всеми правдами и неправдами выбивать из человека признательные показания и – отчитываться о проделанной работе. Тогда развенчивали всё сталинское на всех уровнях и как-то походя.

В конечном итоге Лекарев находит реального убийцу (его играет неузнаваемый Николай Прокопович, гораздо более известный по ролям …представителей «органов») и восстанавливает справедливость.

В финале мы видим, как Дуленко идёт-болтает со своей командой волейболистов. Разве что царапнула весёлость парня – могли бы показать его задумчивым и поумневшим, посерьёзневшим.

Сюжет начисто лишён броскости, почему я и назвала его «пособием для юристов», но есть важная деталь — это демонстрация торжества Закона и Справедливости. Мудрый следователь спас человека от расстрела.

Это не детектив, где нужна эффектная развязка. И да, в фильме занято много звёзд, как начинающих, так и заслуженных – Вера Алтайская, Нина Меньшикова, Михаил Кокшенов (ещё стройный), Геннадий Юхтин, Фёдор Чеханков, Любовь Соколова.

…Да, в эру Оттепели возник принципиально-новый положительный типаж — человек сомневающийся, то есть мыслящий, не рубящий с плеча. Не колеблющийся, а именно — рассуждающий, воспринимающий мир в его нюансах. Ибо в сомнениях рожается истина.

Оцените статью
«Человек, который сомневается» — о том, что сомнение бывает полезным
Один из самых инфантильных и бесполезных героев советского кино