«Волшебные» женщины: как менялись героини в отечественных киносказках

Несколько дней назад поделилась с вами своим «исследованием» героев-мужчин в наших киносказках. Но было бы не правильным после этого не «изучить» волшебных дам — как они менялись год от года, от фильма к фильма.

Небольшие уточнения, прежде чем приступлю к списку киногероинь и «анализу» их эволюции:

  • В чем смысл? Мне кажется, что смотреть за переменами в изображении главных героев фильмов (в том числе киносказок) интересно, так как в этом отражаются идеалы и перемены своего времени.
  • Кто будет в списке? Героини из фильмов, снятых с 1941 по 1980 годы по нашим сказкам или оригинальным сценариям. Экранизации иностранных сказок в расчет не беру. Само собой, всех-всех киногероинь перечислить не смогу (их очень много — тут нужно было б целую книгу писать, а не статью). Оставлю самых ярких — в которых, как мне кажется, сильнее всего отражена перемена своего времени.

1941 год — Заря-Заряница («Конек-горбунок»)

Внешний кинообраз: статная, заметная, румяная, аппетитная и уже довольно взрослая девушка.

Особенность: умная и хитрая, даже жестокая (ее испытание с горячим молоком явно не «блещет» гуманностью). Несмотря на стальной характер, не распоряжается своей судьбой — не сама выбирает себе жениха (схитрил бы царь с кипящим молоком, то он был бы мужем Зари, она бы не роптала).

1944 года — Марья Моревна («Кащей Бессмертный»)

Внешний кинообраз: пока еще главгероиня изображена, как довольно взрослая женщина (хрупкой девчушкой ее точно не назвать).

Особенности: подневольная женщина, вся ее жизнь зависит от окружающих мужчин. Склонна к самопожертвованию ради любимых людей.

1945 — Катя из «Каменного цветка»

Внешнее киновоплощение: и хотя актриса, играющая Катеньку, была 17-летней девушкой, но выглядит она намного старше. Высокая, статная, видная, но вовсе не милашка и не писанная красавица — ее красота проста и обычна (словно показывает зрительницам — «мы все одинаково хороши»).

Особенности: во главе абсолютная преданность и готовность пожертвовать собой ради суженного. Спокойная, рассудительная. Истинная героиня своего времени (имеется в виду не время написания сказки, а время создания фильма) — ее легко можно перенести в реалии 40-х и она будет там идеальной героиней, готовой к «труду и обороне» (то есть к подвигам).

1952 год — Любава («Садко»)

Внешнее киновоплощение: видим изменения. Любава «светла образом», есть в ней что-то аристократичное, чего не было у героинь предыдущих киносказок.

Особенности: типичная для 50-х героиня, пускай и в сказочном антураже — покладистая, без «истерик», проста в общении, спокойная и сильная духом. Главное — терпеливая (ждет мужа из его «заморских приключений», не теряет надежды).

1959 — Марья-искусница

Внешнее киновоплощение: светлый внешне образ киногероини в 50-х был главенствующим — эдакий земной ангел. И в то же время наша Марья женщина взрослая. Девчонки по-прежнему не «котируются».

Особенности: впервые героиней киносказки становится женщина, которая и мужские сердца завоевывает (даже Водяного покоряет), но и является идеальной мамочкой. Теплая, живая, добрая, работящая, мудрая и рассудительная.

1964 — Настенька («Морозко»)

Внешнее воплощение: 60-е подарили нам новое воплощение сказочной киногероини. На смену статным женщинам пришла крошка-девчушка. Миленькая, трогательная.

Особенности: Настенька намного ранимее и слабее своих предшественниц, она «жертва» не только очевидного зла (как было с Кощеем, Водяным), но и бытовых несправедливостей (мамы нет, отец не способен защитить, мачеха гнобит). Такой девушке срочно нужен спаситель.

1965 — Принцесса (первое «Обыкновенное чудо»)

Внешнее киновоплощение: миловидная стройная принцесса, типичная красавица-шестидесятница.

Особенности: героиня-бунтарка, милая и мечтательная хулиганка, идущая наперекор воле короля-папы и связывающая жизнь с простым парнем (хотя он и оказывается не совсем простым).

1967 — Алена («Огонь, вода и медные трубы»)

Внешнее воплощение: ну что тут сказать, снова Седых — крошка-милашка

Особенности: трогательная и слабенькая, но все же упрямая и верная своему жениху.

1971 год — Снегурочка («Весенняя сказка»)

Внешнее воплощение: хрупки девчушки-милашки сменяются героинями-хиппи в стиле 70-х. Это даже по Снегурочки видно — неземное «дитя природы», с ангельской «наружностью».

Особенность: влюбляет всех, кто ее видит, вот такая «роковуха». Весьма обидчивая и даже капризная, но без злого умысла. Просто ранимая и эмоциональная. Увы, но «счастливого финала» судьба ей не дарует, потому что нет у нее сильного спасителя (мужчины, на которого она может полностью положиться). Должна была спасти себя сама, но не смогла.

1974 год — Марья («Иван да Марья»)

Внешнее воплощение: земная красота, ни намека на сказочную «русско-народность». Но вот обыденной и рядовой такую красоту не назвать — актрису специально выбрали точенную-утонченную (словно модель из журнала мод 70-х годов).

Особенности: ох, сложно мне говорить об этой героине — она какая-то размытая для меня (по характеру).

1977 — Настя («Как Иванушка за чудом ходил»)

Внешнее воплощение: и снова образ эдакой советской девчонки-хиппи. Светлая, длинноволосая, мягкая, воздушная.

Особенности: вроде простая девушка, но высокомерие чувствуется (словно на ее голове не венок из цветов, а корона). Может постоять за себя, остра на язык.

На этом закругляю подборку сказочных героинь. В ближайшее время подготовлю еще разбор героев из сказок 80-х годов — о них нужно поговорить отдельно, потому что там такая интересная абракадабра с образами, аж дух захватывает.

Оцените статью
«Волшебные» женщины: как менялись героини в отечественных киносказках
Комедийный советский киноальманах, про который позабыли