Фильм «Полеты во сне и наяву» (1982): кризис среднего возраста или безнравственность

В января 1983 года состоялась премьера фильма «Полеты во сне и наяву», снятого режиссером Романом Балаяном по сценарию Виктора Мережко. Картина проделала долгий путь, прежде чем предстать на суд обычных зрителей. Фильм запрещали к прокату, хотели присвоить ему третью, самую низкую категорию, требовали от создателей картины доработки и изменения в сценарии. Главный герой сложный, неоднозначный. У каждого зрителя после просмотра картины складывается собственное мнение о нем.

Можно по-разному относится к Сергею Макарову, но актер Олег Янковский, сыгравший этого героя, справился с поставленной задачей. Если учесть тот факт, что в тот период актер параллельно снимался еще в двух проектах, спал всего по 3 часа в сутки, из Москвы приезжал во Владимир, где велись съемки «Полеты во сне и наяву», то хочется воскликнуть – «Браво!». Не зря Янковский за эту работу получил Государственную премию.

А сценарий изначально писался под Никиту Михалкова. Именно его Мережко видел в роли Макарова. Но у режиссера было другое мнение. В итоге, на главную роль утвердили Олега Янковского, а Никита Михалков появился в эпизоде.

Какой же он Сергей Макаров? Мы видим постоянно метающегося, совершающего импульсивные поступки мужчину. С одной стороны, к 40 годам он имеет все, чтобы жить спокойно: жена и маленькая дочь, неперспективная, но все же работа в конструкторском бюро, неуютное, но все же отдельное жилье. Но Макарову не просто тесно в этой жизни, ему от всего тошно. Демонстративные выпады в сторону окружающих, которые относятся к нему неплохо. Непорядочное отношение к женщине, с которой много лет назад был роман, которая его продолжает, страдая любить. Эту героиню сыграла Людмила Гурченко.

Макаров разъезжает по городу на машине по доверенности. Этот автомобиль принадлежит Ларисе (Людмила Гурченко). При этом даже на дороге он плюет на правила, бросает вызов, ведет себя дерзко. При наличии жены и другой любящей женщины возит на чужом автомобиле молодую любовницу (Елена Костина).

Нет ценностей в жизни этого героя. Когда жена узнает об изменах, Макаров ведет себя равнодушно. Его не беспокоят ни чувства жены, ни факт разрушающееся семьи, ни обида юной Алисы, с которой у него роман. На протяжении всего фильма Макаров бегает по городу в одной и той же одежде – старых джинсах, вытянутом свитере. Ему все равно, как он выглядит, где будет ночевать, как встретит новый день.

И вроде есть один момент, который вызывает у героя муки совести – это пожилая мама, к которой он не удосужился приехать. Но даже письмо родному человеку он написать не может. Герой постоянно говорит про полеты во сне, а в реальной жизни стремительно падает.

Такое поведение трудно объяснить кризисом среднего возраста. Так как переживая его, человек готов к переменам, а у Макарова нет стремления и попыток что-то изменить в своей жизни. Он, словно, не замечает, с каким терпением окружающие относятся к его выходкам. Он позволяет себе оскорблять коллег и начальника Николая Павловича, в прошлом студенческого товарища. Его блестяще сыграл Олег Табаков.

Николай любит Ларису, зная, что она страдает по Макарову. У людей тоже есть какая-то своя драма. И зная об этом, Сергей провоцирует Николая на пикнике, устроенном в честь его дня рождения. Приглашает на медленный танец Ларису. К людям, относящимся к нему с терпением, у Макарова нет теплоты и благодарности.

В обсуждениях картины встречаются разные мнения о герое. Кто-то говорит о кризисе среднего возраста, другие – о проблеме «лишнего человека». Некоторые связывают поведение героя с ответной реакцией на происходящее в ту пору в стране. Встречается даже мнение, что у Макарова есть какое-то психическое заболевание.

По первоначальному сценарию герой в конце фильма погибает. Но от такого финала режиссер отказался. Макаров разыгрывает друзей и коллег. Он прячется за деревом, наблюдая, как обеспокоенные люди хотят нырять в холодную речку, думая, что он утонул. Очередная непонятная выходка героя. А потом он в позе эмбриона горько плачет, зарывшись в стог сена. И что это? Метаморфическое перерождение героя или просто минутка слабости?

Фильм, однозначно, заслуживает внимания. Его обсуждают даже спустя 42 года после премьеры. Актерский состав на высоте. Людмила Иванова, Олег Меньшиков, Александр Адаюашьян и другие актеры, появившиеся в ролях второго плана, тоже внесли лепту в общую атмосферу фильма.

Оцените статью
Фильм «Полеты во сне и наяву» (1982): кризис среднего возраста или безнравственность
«Мастер и Маргарита» — неудача Бортко