Моя кинолюбовь — комедия «Формула любви». С первого же просмотра была очарована магнетической чертовщинкой графа Калиостро в исполнении Нодара Мгалоблишвили. Вот так глаза, вот так мимика — бррр, до мурашек пробирает.
Но одновременно с моим восхищением у меня всегда возникает интерес, почему же Горин, создавший сценарий по мотивам повести Толстого, решил так сильно изменить портрет Калиостро. Самая очевидная версия: из желания романтизировать героя. Ведь у Толстого граф Калиостро — пренеприятнейший тип.
Вот только парочка цитат внешнего описания магистра магии из книжного варианта:
«Тучный господин с трудом взбирался по лестнице. Каждый шаг его создавал в доме грохот».
«Голова сидела на маленькой незаметной шее, которой словно и не было… Брови были так косматы, что закрывали глаза».
«Граф имел свойство громко дышать. И когда был в недовольстве, то сопение становилось нестерпимым».
«Граф всегда носил огромную буклю парика. И так немалого роста, мужчина в своем парике казался горой».
Весьма неприятный тип у Толстого , правда? Собственно, и реальный Калиостро был похожим (да-да, кто не в курсе этот «товарищ» вовсе не выдумка, а реальное лицо, просто в литературе и кино «обросший» всяческими мифами). Вот его портреты.
Я лично рада, что Горин, создавая киноверсию, сильно изменил образ Калиостро. Но ведь мог бы оставить графа таким, как он был в «оригинале». Тогда бы и актера пришлось подбирать соответствующего. И тут я решила пофантазировать — а кто б тогда в этом случае мог воплотить Калиостро в комедии — тучного, пугающего, гротескного?
Первым мне на ум пришел Александр Семчев. Это актер, который как раз специализируется на подобных отрицательных персонажах. Но в фильме он физически не смог бы сниматься, так как в 1983 году был еще слишком юн.
Другой гипотетический кандидат на роль канонического Калиостро — Евгений Моргунов. Ух, тут бы получился бы действительно грозный персонаж = массивный как гора (и внешне, и по энергетике) и очень строгий, без намека на нежности.
Еще один вариант — Вячеслав Невинный. Тоже артист большого веса и вполне способный воссоздать «оригинального» Калиостро.
Но повторюсь — я рада, что в «Формуле любви» Калиостро сделали неканоническим и сильно-сильно поменяли его внешность и характер. Все же «оригинальный» образ графа лишен магического очарования и скорее пугает, чем гипнотизирует.