В 1957 году на экраны страны вышло много замечательных кинокартин. В том числе победитель Каннского фестиваля фильм «Летят журавли». Но сегодня мало кто помнит, что в лидеры проката того года вышел детский фильм-сказка «Старик Хоттабыч», который более чем в полтора раз обогнал легендарный фильм Михаила Калатозова по количеству проданных билетов.
Картину по мотивам одноимённой сказочной повести Лазаря Лагина снял кинорежиссёр Геннадий Казанцев.
Что касается самой повести, то впервые она была опубликована в 1938 году. В 1951 году повесть Лагина переиздали отдельной книжкой, и она стала настоящим бестселлером в детской литературе!
И на волне популярности книги было решено снять фильм.
Так сложилось, что сначала я посмотрел фильм ещё 9-летним школьником, и чуть позже прочитал книгу, взятую в школьной библиотеке. И образ Хоттабыча у меня невольно ассоциировался только с образом актёра Николая Волкова из фильма. Даже иллюстрации в книге, как мне казалось, соответствовали киношному Хоттабычу.
Роль в этом фильме принесла 55-летнему артисту всесоюзную славу. Это была далеко не первая работа актёра в кино, но именно Хоттабыч на долгие годы стал визитной карточкой Николая Волкова. И сегодня даже трудно представить, кто бы ещё мог также здорово сыграть этого героя в знаменитом фильме.
Но оказывается, что при выборе исполнителя Волков был не на первом месте. И даже не на втором.
Режиссёр фильма Геннадий Сергеевич Казанский позже рассказывал, что окончательный выбор исполнителей двух главных ролей (Хоттабыча и пионера Вольки) был предоставлен автору повести и сценария Лазарю Лагину. И тот среди более десятка успешно прошедших пробы актёров на роль Хоттабыча выбрал именно Николая Волкова. Хотя «финалистами» этого отбора считались знаменитый Эраст Гарин и малоизвестный актёр ТЮЗа Николай Карамышев.
Дело в том, что спектакль «Старик Хоттабыч» поставили на год раньше фильма. И 46-летний актёр ленинградского ТЮЗа Николай Карамышев, по мнению многих театральных критиков, прекрасно справился с ролью старика Хоттабыча. Поэтому он был одним из главных претендентов на эту роль и в фильме тоже.
В фотопробах он снимался в своём гриме из театра и очень понравился режиссёру и членам худсовета.
Так же беспроигрышным вариантом считался и Хоттабыч в исполнении Эраста Гарина.
Но по каким-то только ему известным мотивам Лагин выбрал именно Николая Волкова. И, как позже выяснилось, не ошибся. Волкову в этом образе удалось найти золотую середины между всемогущим волшебником и наивным добрым старичком, каким он и был описан у автора.
Ещё сложнее проходил отбор на роль пионера Вольки Костылькова. Роль достаточно сложная в плане драматического исполнения, поэтому была мысль привлечь опытную актрису-травести, как это было сделано в театральной постановке.
Но категорически против выступил Лазарь Лагин. И его доводы были вполне убедительными. В фильме несколько детских персонажей второго плана. И если бы их играли реальные подростки, то актриса-травести неизбежно контрастировала бы на их фоне.
Так как картина снималась на «Ленфильме», то исполнителей стали искать среди ленинградских школьников. Но пошли не по школам, а по театральным кружкам и детским театрам. На пробы пригласили около трёх десятков ребят подходящего возраста, и в результате непростого отбора на все роли подобрали подходящих подростков.
Когда на главную роль утверждали шестиклассника Алёшу Литвинова, его родители чуть не отказались от съёмок, когда узнали, что мальчику придётся перекрасить волосы. Алексей был брюнет, а в Волька по сценарию должен быть блондином.
Сначала мама Алексей запретила не только перекрашивать у мальчика волосы, но даже менять ему прическу. И тогда режиссёр начал подбирать другого кандидата. Но когда она узнала, что за четыре месяца съёмок сыну заплатят её трёхлетнюю зарплату, то тут же согласилась. Семья жила очень скромно, и эти огромные деньги им показались выигрышем в лотерею. Так позже вспоминал сам Алексей Литвинов. Кстати, в марте этого года ему уже исполнится 80 лет!
Актеров второго плана выбирали не менее придирчиво. Одну из запоминающихся ролей в картине сыграл Ефим Копелян.
Во время кинопроб он практически с первого раза сыграл сцену встречи бурового мастера Мухаммедова с Хоттабычем именно так, как хотели Лагин и Казанцев. И режиссёр даже пожалел о том, что пробы проводили в павильоне киностудии «Ленфильм», а не сразу в Сочи.
Первоначально заявленный как детское кино, фильм во многих городах страны крутили не только днём, но и на вечерних сеансах. В картине много юмора и смешных эпизодов, поэтому взрослые зрители воспринимали этот фильм как весёлую комедию. Что на самом деле было недалеко от истины. Сегодня бы этот фильм отнесли к жанру семейного кино.
По итогам премьерного года фильм «Старик Хоттабыч» посмотрели около сорока миллионов зрителей! Неожиданно для киночиновников он стал одним из лидером проката, обогнав с большим отрывом такие знаменитые киноленты 1957 года как, «Летят журавли» (28,3 млн), «Дом, в котором я живу» (28,9 млн), «Высота» (24,6 млн) и ещё более тридцати всесоюзных премьер того года. Этот фильм режиссёра Геннадия Казанцева сегодня по праву входит в Золотой фонд отечественного кино.