Очередной раз пересматривал фильм «Мачеха» 1973 года. Смотрел его, наверное, в третий или четвертый раз. Каждый раз фильм вызывает какие-то новые чувства, так как со временем все больше понимаешь одних персонажей и также больше, но не понимаешь других.
Кто в фильме положительный персонаж? Как минимум, два-три персонажа там точно есть.
Конечно, этот фильм не был бы таким душещипательным и переживательным, если бы главную роль сыграла какая-нибудь другая актриса, а не Татьяна Доронина. Я не вижу в этой роли ни одной другой актрисы.
Другая могла бы сыграть, на все монологи, которые выдает Шура Олеванцева, уже были бы не такие яркие и не раскрывали бы все переживания красивой женщины, которая взяла на себя тяжелую ношу.
Весь фильм мы переживаем — сможет ли наладиться «контакт» между «мачехой» и Светой. Шура делает всё, она даже делает больше, все остальные — они где-то сбоку, они лишь наблюдают за ней. Даже ее муж Павел Егорович.
Вообще, Павел Егорович довольно странный человек. В самом начале фильма даже думаешь — «чего же он такой черствый?». Это хорошо видно в эпизоде, когда Павел и Шура приехали за Светой.
И к Свете подошла Шура, а не Павел. И дальше со Светой снова идет Шура, а Павел идет в стороне вместе с Мельниковым. Но ведь Шура для Светы вообще никто. Наверняка ей рассказали, мол, есть у тебя папка, за тобой он приедет. А папка чего-то к ней совершенно равнодушен.
Сама по себе Света замкнутый ребенок. А здесь еще трагедия, которая тут же поставила некий «блок» на общение с незнакомыми людьми.
Нам показывают их жилище, которое еще больше наводит тоску. Нищета. Мать работала почтальонкой, там не разгуляться. А нам ведь уже показали, как хорошо жил Павел, являясь передовиком производства.
Взгляд на ридикюль Светы уже кого-то заставляет прослезиться. Это всё, что у неё осталось от матери.
Шура попросила ничего с собой не брать из дома, где жила Света. У них есть возможность купить для девочки новую одежду. Но вот этот ридикюль, в котором из самого ценного — это единственная фотография матери, он показывает нам, как же Свете тяжело дается сделать «шаг» из прошлой жизни, где у нее была мать, а новую жизнь, где вместе матери у нее мачеха.
Дальше снова смотрим на действия Павла Егоровича. А никаких действий у него нет. Он сразу переложил все обязанности на Шуру.
Почему так?
Постепенно это становится понятно. Всё дело в том, что он самый обычный русский мужик, который много работает, зарабатывает деньги, содержит семью, делает всё так, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Так делали его и отец, и дед. А воспитание детей — это женское. Он мужик, он не знает, какие нужно подобрать слова к дочери, он не знает, как вообще можно наладить с ней общение. Ему подсказывает жена.
Но однажды Павел Егорович от своего бессилия и непонимания ситуации просто закатывает истерику, а мы наблюдаем пронзительный монолог в исполнении Татьяны Дорониной.
Что же сделал Павел? Он просто убежал, убежал от проблемы. И у него был лишь один выход — просто не появляться дома, а отдать себя работе.
Из сюжета мы понимаем, что он не особо занимался и сыном. Как результат — сын оказался воспитан бабкой, которая вроде как пытается защитить свою дочь от проблем зятя, но делает всё хуже, так как даже родная дочь ей потом заявляет, мол, я сама хочу решать как жить, а не слушать тебя всю жизнь.
А ребенок растет неприятной личностью. Обычно в этом возрасте детям свойственно сострадание. Наверняка ему рассказали, что теперь у него будет сестра, у которой не стало мамы, а потому нужно где-то пожалеть ее, где-то закрыть глаза на ее стеснение.
Но мальчик ведет себя не совсем адекватно. Понятно, что он просто повторяет слова бабки, но в нем есть еще внутренняя злость, когда он понимает, что теперь у него «добавилось конкуренции» в семье. И самый эпичный момент, когда он специально рвет фотокарточку матери Светы.
Что характерно, к концу фильма он так и не исправляется.
Сама же теща Павла Егорыча является самым отрицательным персонажем. Она живет по принципу, главное — чтобы моя дочь была счастлива, а на всех остальных плевать. Ей чуждо сострадание, ей плевать на зятя , ей проще ликвидировать проблему, нежели ее решить. А Шура — полная противоположность.
Сама Шура не обладает какими-то «педагогическими знаниями». Мы сюжету мы узнаем, что она доярка (хотя это очень странно). Видимо, был использован простой «шаблон» деревенской драмы.
Шура обращается за помощью к своей учительнице, которая имеет огромнейший не только педагогический опыт, но и вообще — опыт общения с детьми. И потом эта учительница объясняет, что хоть девочка никак не обращается к «родителям», это не самое главное.
И нам показывают противопоставление — молодая учительница и пожилая. Молодая пришла, даже не знала имя-отчество Шуры (хотя это невозможно, особенно в сельской местности), ткнула в проблему. И всё.
Пусть потом на стала хвалить девочку и за учебу, и за таланты, но всё же понятно — ей пока не хватает опыта работы с детьми и родителями.
В конце фильма мы видимо, что всё у всех начало получаться. Света не только хорошо учится в школе, но и хорошо рисует, и хорошо играет в шашки.
Шура «не бросила ношу» и добилась того, что Света назвала ее мамой.
Павел Егорович всё же начал проявлять инициативу у воспитании детей, так как он отец — глава семьи. Также он добился и от Светы, что она его признала. Это мы понимаем из эпизода, когда Павел Егорович заболел.
Получается, что он вовремя заболел. Шура поехала на ночь за лекарствами в город, оставив Свету за старшего. Света увидела, как мать уже истязалась, пытаясь всем угодить, а потому просто пожалела «мачеху», назвав ее мамой, понимая, что именно это и нужно было сделать.