В 80-е годы в Советский Союз пришла мода – снимать кино с артистами эстрады. Алла Пугачева снялась в ленте «Женщина, которая поет», София Ротару – в фильме «Душа», Константин Кинчев – в картине «Взломщик». Позже Юрий Шевчук появится в киноленте «Духов день».
В 1987 году лидер группы «Кино» Виктор Цой сыграл камео в картине Сергея Соловьева «Асса», исполнив композицию «Перемен». Через год музыкант сыграл главную роль в фильме ученика Сергея Соловьева – Рашида Нугманова «Игла».
В «Игле» нет профессиональных актеров – Цой – музыкант и резчик по дереву, Александр Баширов на тот момент – студент ВГИКа, Марина Смирнова – подруга гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна, Петр Мамонов – музыкант. Эти люди смогли сделать фильм, который после гибели Виктора Цоя стал культовым.
Интересно, что неформала по прозвищу «Архимед» сыграл Архимед Искаков. Он работал учителем математики в одной из школ Алма-Аты. Однажды учитель пригласил Виктора Цоя прийти на встречу с учениками. Музыкант пришел с гитарой, пел, общался со школьниками. Таких встречи было две. Сегодня в этом классе висит табличка с именем лидера группы «Кино».
«Игла» — типичный пример авторского кино, к которому в годы Перестройки был большой интерес – это новое, до этого неизвестное зрителю явление, в советском кино.
Весной 1988 года на большие экраны вышла «Асса», в кинотеатрах картину посмотрели почти 18 миллионов зрителей. То есть в лидерах лента Соловьева не значилась – те же «Воры в законе» собрали у больших экранов почти 40 миллионов человек, «Холодное лето пятьдесят третьего…» — 41,8 миллионов зрителей.
От фильма «Игла» с Цоем больших ожиданий не было. Но ситуацию изменила виниловая пластинка с альбомом группы «Кино» под названием «Ночь», которая довольно быстро разошлась тиражом в 2 миллиона экземпляров, после чего премьера картины «Игла» в феврале 1989 года стала своеобразным бенефисом Виктора Цоя.
Фильм, во-многом, держится именно на образе, созданным музыкантом, его брутальной манере игры, немногословности. По сути, это бездельник, герой-одиночка, который действует соответственно своим внутренним законам.
По итогам 1989 года по версии журнала «Советский экран» фильм «Игла» занял восьмую строчку, Виктор Цой стал лучшим актером года, у экранов картина собрала 15,5 миллионов человек, что очень неплохо для авторского кино. Цой на тот момент был знаком всей стране.
После гибели Виктора Робертовича в автокатастрофе в августе 1990 года «Иглу» выпустили в повторный прокат, в залах его посмотрели еще почти 15 миллионов человек. В 2010 году Рашид Нугманов выпустил обновленную версию фильма под названием «Игла Remix», досняв несколько сцен и дорисовав сцены с Цоем. Но успеха у обновленного фильма не было – на дворе другая эпоха, картина провалилась в прокате. Также и Сергею Соловьеву не удалось удивить аудиторию фильмом «2-Асса-2» с Сергеем Шнуровым и Юрием Башметом.
Первая «Игла» — один из символов перестройки на экране – и сегодня смотрится с интересом. Фильм не проходной, символ давно ушедшей эпохи.