«Извините, пожалуйста»: Президент, его странная жена и чужой Единственный

Литовский режиссёр Витаутас Жалакявичюс вошел в историю советского кино как автор остросюжетных политических детективов, но в его фильмографии есть и совсем иные ленты — мелодраматические, романтичные, имеющие даже некое фантасмагорические звучание. Фильм «Извините, пожалуйста» (1983) режиссёр снял после нескольких успешных лет работы в Москве (где и были созданы самые известные его картины), вернувшись на родную Литовскую киностудию. Лейтмотивом сюжета стало возвращение домой, туда, где жизнь пусть не так ярка и разнообразна, но куда более понятна.

В ряде интервью Витаутас Жалакявичюс подчёркивал, что фильм во многом автобиографичен и чуть ли не буквальное сходство имеет с его личной и творческой судьбой, хотя вряд ли его можно трактовать как полноценное жизнеописание Жалакявичюса.

Фильмом, который принёс Витаутусу Жалакявичюсу всесоюзую славу, стала драма «Никто не хотел умирать» (1966). Картинам, выходившим на республиканских студих, не так уж часто удавалось выбиться в лидеры проката, но эта работа Литовской киностудии сразу же завоевала симпатии зрителей и выбилась на первое место. А заодно открыла для советских зрителей два имени — Донатас Банионис и Региминтас Адомайтис. Эти два литовских актёра полюбились аудитории, потом оба будут часто сниматься не только на Литовской киностудии, но и на столичных. Интересно, что

«крёстным отцом» в кино и для Баниониса, и для Адомайтиса стал всё тот же Жалакявичюс: Донатас Банионис сыграл у него первую крупную роль, а Регимантас Адомайтис вообще дебютировал на экране.

Но надо сказать, что сам Витаутас Жалакявичюс считал рубежным и важнейшим для себя отнюдь не такой знаменитый фильм «Никто не хотел умирать», а предыдущий — «Хроника одного дня» (1963), в котором он задал вектор творчества — тему возвращения, будь то родительский дом в прямом смысле или некое начало, исток всего. Ещё до работы над «Извините, пожалуйста» он говорил:

«Все мои фильмы были и остаются продолжением «Хроники одного дня» — самого дорого и наиболее авторского».

О чём же фильм «Извините, пожалуйста»? О жизни обычных людей, обитателей небольшого литовского городка. Здесь живёт доктор Йонас, молодой, но старательный, врач по призванию, который хочет помочь всем. В числе его пациентов пожилая пара, ожидающая приезда сына Пранаса. Йонас знает Пранаса с детства, но сейчас Пранас — популярный композитор и певец, который хочет на родине отдохнуть и пережить творческий кризис, а попутно и сделать ремонт в родительском доме. Здесь же живёт странноватая девушка Инга с тяжёлым прошлым:

когда-то она работала в Вильнюсе водителем троллейбуса, переехала человека и просидела год в тюрьме.

Сейчас Инга одна и общается лишь с беспородной собакой, которую называет Мой Единственный.

Командует в городке председатель совхоза Ачас, которого все называют Президент.

У него есть прелестная, но изнывающая от безделья супруга Роза, которая затевает глупую интригу:

чтобы вернуть внимание мужа, занятого исключительно работой, он заявляет, что любит другого. И по кое-каким признакам Ачас определяет, что этот другой — симпатяга Йонас.

Подозрения становятся причиной нескольких драк. Все эти линии местами пересекаются и переплетаются, составляя картину будничной, но наполненной событиями жизни. Но как-то в округе появляется бешеная собака, и кое-что меняется.

Как и во многих других фильмах Витаутаса Жалакявичюса, в «Извините, пожалуйста» появились постоянные актёры режиссёра Донатас Банионис в роли заезжего агронома (озвучен Александром Демьяненко) и Региминтас Адомайтис в роли вспыльчивого Ачаса (озвучен Александром Белявским, и, по-моему, это неудачный выбор: всё-таки внешность Адомайтиса подразумевает более низкий, объёмный, сильный голос, чем был у Белявского).

В роли Йонаса — Костас Сморигинас, впервые снимавшийся у Жалакявичюс, но точно уловивший и тональность сюжета в целом, и покладистый характер героя. Озвучил Костаса Сморигинаса Родион Нахапетов.

В роли Инги — Нийоле Ожелите, родителей Пранаса сыграли Эугения Шулгайте и Вацлавас Бледис.

Ну и две большие роли достались столичным знаменитостям: Пранаса сыграл Александр Кайдановский, а фантазёрку Розу — Елена Соловей. Соглашусь с мнением многих зрителей, что и Кайдановский, и Соловей органично вписались в литовский актёрский ансамбль и совершенно не выглядит инородно в качестве жителей литовского городка.

В Москве фильм представили летом 1983 года. Предсказуемо он и близко не подобрался к предыдущим работам Витаутаса Жалакявичюса, но вряд ли режиссёр на это рассчитывал. Для него эта мелодрама была отражением собственных переживаний и мыслей. Жалакявичюс, сам написавший сценарий «Извините, пожалуйста», обрисовал темы, которые ему хотелось здесь затронуть:

«…сила и прочность человеческих связей, приятельские отношения и настоящая дружба, отчуждение, замкнутость, одиночество, корни человека, верность идеалам, социальная реализация личности, любовь, зависть, семья, компромисс, смерть, правда».

Вообще говоря, история, описанная в фильме, легко могла и может произойти в любом городке, не только литовском. Тем она и интересна. Ленту «Извините, пожалуйста» вряд ли можно шедевральной, скорее это лиричное и очень личное высказывание автора. Фильм редкий, наверняка большинство зрителей его даже не видели, и если вам приелись одни и те же сюжеты, посмотрите «Извините, пожалуйста».

А если вы уже посмотрели, то не показалось ли вам, что Елена Соловей говорит не своим голосом?

Оцените статью
«Извините, пожалуйста»: Президент, его странная жена и чужой Единственный
Станислав Ростоцкий: «За Победу пили вместе с Эйзенштейном»