Драма «Три процента риска» (1985) сейчас не входит в список самых известных фильмов о советской авиации. Впрочем, и после выхода в 1985 году она не привлекла большого внимания, что немного странно, потому что истории о лётчиках зрители всегда принимают к интересом.
С картиной связаны пара любопытных моментов, но, увы, её съёмки омрачились трагедией: лётчик-испытатель, консультировавший кинематографистов, до конца работы над картиной не дожил.
Ну а теперь подробнее.
Сценарий «Три процента риска» написал Герой Советского Союза Марк Галлай. Это имя прекрасно знают и лётчики, и писатели:
Галлай сам служил в авиации, испытывал новые самолёты, а после увольнения из армии начала писать книги.
Широкому кругу кинозрителей Марк галлай стал известен, когда вышла драма Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо» (1963), где прототипом одного из главных героев был сам Марк Галлай. Несмотря на то, что книги Галлая пользовались успехом у читателей, фильмов по ним не снимали, и «Три процента риска» — это дебют писателя в качестве сценариста. Кстати, ему на тот момент под 70.
Сценарий приняли на киностудии «Ленфильм», и тут возникает первая интрига. В титрах к фильму указаны два режиссёра Владимир Шредель и Егор Горащенко. И если личность Шределя ни для кого не была секретом, то безвестный Горащенко многих удивил.
На самом деле это псевдоним, который уже второй раз использовал режиссёр Геннадий Полока, автор поистине народной «Республики ШКИД» (1966) и опальной «Интервенции» (1968). К Полоке киноначальство относилось неоднозначно, его то и дело задвигали и не давали работать, но иногда позволяли сотрудничать с кем-то из коллег или доделывать брошенные другими фильмы. Сам Полока говорил об этой ситуации так:
«Мне иногда давали какую-то работу, чтобы я вытащил какую-то неполучившуюся картину, какой-то сценарий, который по каким-то тематическим соображениям надо было снимать. Тогда я вынужден был снимать под псевдонимом, иначе бы руководство узнало, что это я, и закрыло бы картину».
Так получилось и на этот раз. Однако тут рождается вторая интрига. В разных источниках можно увидеть две версии. Согласно одной, Владимиру Шределю пришлось доделывать ленту, которую не смог снять Геннадий Полока (её придерживается в том числе и Википедия). По другой версии всё было наоборот: начинал работу Шредель, а завершал Полока. И как раз она соответствует действительности. Дело в том, что Владимир Шредель анонсировал съёмки ещё на начальном этапе, дав краткое интервью журналу «Советский экран». Тогда даже не был подобран актёрский состав, режиссёр лишь приступал к пробам и ездил по стране в поисках натуры. Мало того, судя по словам Шределя, в сценарии были эпизоды и герои, которых потом в фильме не оказалось, так что можно утверждать, что всё-таки первым режиссёром был Владимир Шредель, а Геннадий Полока сменил его в ходе работы. Не удалось найти информацию о причинах замены, но для Шределя «Три процента риска» стал последней работой в кино, а сам режиссёр задумался об эмиграции в Израиль (может, это и было причиной его отстранения. Но это только предположение, не имеющее подтверждений).
Кратко о сюжете. Конец шестидесятых. На испытания нового самолёта с условным названием «тридцатка» происходит ЧП: самолёт падает, но лётчик Всеволод Корбут спасается, хоть и получает серьёзные травмы. Однако испытательная программа должна быть завершена как можно быстрее, самолёт вот-вот должен выйти в серийное производство, поэтому начальник конструкторского бюро вызывает опытнейшего испытателя Евгения Фетисова.
Тот не восторге:
во-первых, его фактически отзывают из долгожданного отпуска, во-вторых, Фетисов не хочет переходить дорогу коллеге Корбуту, зная, что он долго добивался разрешения испытывать «тридцатку».
Осложняется ситуация и личным аспектом: сестра Корбута Лида, живущая по соседству, влюблена в Фетисова, вдовца и отца взрослого и живущего далеко сына, но он давно отказался от личной жизни, посвятив себя сложной и опасной профессии. Но в итоге под давлением начальника КБ Фетисов вынужден согласиться закончить испытания. В ходе полётов Фетисов нащупывает какую-то неисправность, но это лишь на уровне ощущений, интуиции, объяснить, в чём именно сложность, он не может, а приборы ничего не фиксируют.
Конструкторы настаивают на приёмке машины, поскольку дополнительные испытания — это время и большие деньги, а предположения Фетисова о неисправности не подтверждаются. Понимает его лишь коллега Капчинский, сталкивавшийся с чем-то подобным. Но очередной испытательный полёт для Капчинского заканчивается трагично: самолёт терпит крушение, пилот катапультируется и сам Фетисов даже успевает доставить его в больницу, но спасти его не удаётся.
В ходе финального испытания «тридцатки» Фетисов попадает в плоский штопор, выйти из которого не получается. Приказу катапультироваться он не подчиняется, а затем пропадает связь.
Роль Фетисова по результатам проб получил Кирилл Лавров.
По сюжету Фетисову 50 лет, Кирилл Лавров на десять лет старше, но нельзя сказать, что это бросается в глаза.
Роль Корбута отдали Ивану Бортнику, лётчика Капчинского, носившего замысловатое имя Иннокентий Сигизмундович, сыграл Валерий Золотухин.
В роли начальника КБ Хлебникова — Павел Кадочников, главный инженер — Александр Демьяненко.
Единственную женскую роль (Лида, сестра Корбута) отдали Ирине Резниковой.
В других ролях Георгий Дрозд, Владимир Маренков, Гелий Сысоев, Юрий Дедович. В эпизодических ролях жён лётчиков — Марина Юрасова, когда-то сыгравшая в паре Георгом Отсом в музыкальном фильме «Мистер Икс» (1958), Татьяна Ташкова, Гелена Ивлиева. Мелькнула в кадре и будущая продолжательница актёрской династии Лавровых дочь Кирилла Юрьевича Маша.
Сюрприз для особо внимательных зрителей: в кадре можно увидеть Геннадия Полоку в начале фильма, когда с аэродрома забирают травмированного Корбута.
Ну и, конечно, один из главных «героев» ленты — экспериментальная «тридцатка», которую изображал МиГ-25. И с ним косвенно связана драматическая история. Дело в том, что одним из консультантов «Трёх процента риска» был лётчик-испытатель Александр Федотов. За несколько лет до съёмок он на самолёте МиГ-25 установил рекорд высоты полёта, который не побит и поныне. Но, к сожалению, весной 1984 года, когда съёмки уже начались, 50-летний Александр Федотов погиб, испытывая МиГ-31. Картина вышла полтора года спустя, но имя Александра Федотова в титрах всё равно стоит.
Приступая к работе над лентой, Владимир Шредель рассказывал:
«Наш фильм о современном лётчике-испытателе. Но речь в нём пойдёт не только о героических буднях создателей новых машин, исключительных обстоятельствах, в которые попадают те, кто первым берёт в руки их штурвалы… Тема фильма — совесть: в деле, в жизни, в отношениях, без которой нет настоящего человека ни в небе, ни на земле».
И, безусловно, образы, в первую очередь, Евгений Фетисов, авторам удались. Киноведы позже особенно отмечали безупречную игру Кирилла Лаврова, хотя, признаться, его герой местами выглядит слишком уж правильным. Но в общем картина очень неплоха, захватывающа, за героев действительно переживаешь. Уверена, специалисты найдут, к чему придраться, но для непосвящённого зрителя фильм интересен. А ещё, конечно, удивляет Иван Бортник, визитной карточкой которого стал трусливый вор Промокашка, в роли лётчика.
А вы знакомы с книгами Марка Галлая?