Наверняка многие не смотрели самый первый фильм Владимира Меньшова. Фильм был снят в 1968 году и имеет сложное название — «К вопросу о диалектике восприятия чувств, или Утраченные грезы».
Несложно догадаться, что это учебная режиссерская работа. Да и сам фильм — короткометражный.
Но часто так бывает, что даже студенческая работа выходит настолько прекрасной и качественной, что грех такую не посмотреть. Тем более, что фильм есть в свободном доступе. Далее вы можете видеть кадры из этого фильма.
Обратите внимание на актерский состав:
Действие происходит в театре на детском спектакле.
Во время демонстрации титров мы слышим голос, который объявляет «звонки». И вот, началось действие.
На сцене — Аленушка. Он слышит стук в дверь и чей-то голос. Стоит ли ей открыть дверь?
А дети, которые на спектакле, прекрасно знают, что там за дверью притаилась Баба Яга. Они начинают кричать Аленушке, чтобы та не открывала:
Но Аленушка не послушала ребят. И вот уже мы видим Бабу Ягу:
Звучит тревожная музыка. Дети, которые пришли с родителями, прижимаются к родителям, так как страшно.
Тем временем на сцене происходит действие:
Съемки ведутся с нескольких ракурсов. Нам показывают то зрительный зал, то маленькую зрительницу, то вид из-за кулис, то сцену.
Тем временем на сцене появляются все новые и новые персонажи. Юные зрители то пугаются, то смеются. Происходящее на сцене никого не оставляет равнодушным.
Интересный момент — у Аленушки раскрасили цветок на пленке:
Интересно, шутки ради это сделали или намекнули на «Броненосец»?
Объявляется антракт.
Все дети бегут в буфет, так как как буфет это то, ради чего тоже стоит сходить на представление.
Мы слышим как осуществляются расчеты, что покупают дети.
А вот и та самая девочка с мамой:
Они прошли за кулисы.
Видимо, мама девочки как-то связана с театром. По крайней мере, она знает артистов и, видимо, решила показать дочери «закулисную жизнь». Именно так можно подумать:
Как оказалось, у мамы был просто свой интерес — она принесла Кикиморе обувь на примерку.
Они спорят из-за обуви, а тем временем нам показывают эмоции девочки:
Тем временем, пока взрослые «торгуют обувь», девочка начинает гулять за сценой и заглядывать в гримерки:
Где-то переодеваются, а где-то просто сидят актеры и грустят:
Кто-то наносит грим для выхода на сцену:
А дальше … вообще ужас!
Она увидела, что Аленушка и Баба Яга сидят вместе, смеются, а Баба Яга курит!
Да и Баба Яга, похоже, вовсе не Баба, а Мужик, который «клеится» к Аленушке.
Как потом оказывается, даже юная Аленушка не прочь покурить:
Девочка не может на такое смотреть, а потому убегает.
К счастью для девочки, ее уже начала искать мама:
А дальше — второй акт.
На сцене продолжается действие:
Дети также ярко реагируют на происходящее.
А мы думаем, что сейчас та девочка, увидевшая «изнанку», вдруг другими глазами будет смотреть на происходящее:
И вот здесь та самая мысль, которую и хотел показать Владимир Меньшов — оказавшись в зрительном зале, девочка снова поверила в происходящее, что на сцене не самые обычные люди (которые курят и покупают туфли), а настоящие сказочные персонажи. Это «отрицание отрицания» — показали нам в титрах.
А затем — снова тот цветок, который девочка даже подержала в руках за кулисами.
Спектакль закончился.
В титрах указана Вера Быкова. Легко узнать в этой Вере жену Владимира Меньшова Веру Алентову, которая на 1968 год еще имела фамилию отца Быкова. В 1969 году она решила взять фамилию матери — Алентова.