Cгущёнка, тушёнка, одежонка: что делать со сбежавшим Наполеоном

В самом конце семидесятых годов вышло сразу два фильма по книгам замечательного писателя Юрия Коваля, автора десятков рассказов и повестей и любимого многими поколениями читателей. Но если в ленте «Пограничный пёс Алый» (1980) сценаристом был Владимир Голованов, то

для детской ленты «Недопёсок Наполеон III» Юрий Коваль написал сценарий сам, дебютировав в этом качестве. Кстати, в обоих фильмах звучат песни на стихи Юрия Коваля, которые он и исполнил.

В основе милой, забавной и очень доброй истории «Недопёсок Наполеон III» — рассказ самого Коваля «Недопёсок». Меня в детстве очень интриговало слово «недопёсок», но это всего лишь песец-подросток, зверёк, не достигший взрослости. По сюжету этот самый хитрый проныра песец по кличке Наполеон III (в просторечии — Полька) сбегает со зверофермы. А поскольку

Полька — представитель новой породы с уникальным мехом, сотрудники фермы во главе с директором начинают его поиски. Песец же оказывается в деревне, где попадает в руки маленьких учеников местной школы.

Ребята опасаются, что Наполеон, вернувшись обратно, пойдёт на воротник, поэтому решают его спрятать. Пособничает им строгий дошколёнок Лёшка Серпокрылов, сын директора школы. Лёшка даже хотел сбежать на север вместе с песцом, для чего, по его мнению, и требовались сгущёнка, тушёнка и одежонка. В конце концов приключения Наполеона счастливо завершаются, а ребятам предлагают самим ухаживать за зверьком, став участниками зоокружка.

Идея рассказать о хитром песце-беглеце родилась у Юрия Коваля после посещения настоящей зверофермы, однако от задумки до реализации прошло несколько лет. Готовый рассказ, хоть и не без проблем (что очень странно, так как речь идёт о детском произведении) напечатали в 1975 году, а через три года его предложил экранизировать режиссёр Эдуард Бочаров, уже именитый кинематографист, не раз снимавший фильмы для детско-юношеской аудитории.

Для съёмок нужны были два харизматичных исполнителя, причём оба из категории тех, с кем не так-то просто сотрудничать: мальчик на роль Лёшки Серпокрылова и песец.

Малыша нашли, дав объявление о наборе юных артистов. На киностудию среди прочих претендентов попал пятилетний москвич Максим Сидоров. Опыта съёмок у мальчика не было, но на площадке он себя чувствовал спокойно и роль сыграл отменно. Удивительно, но

дальнейшая его кинокарьера была довольно скудной: съёмки в киножурнале «Ералаш» и несколько малозаметных ролей в кино.

Звёздным часом для Максима стал, конечно же, выпуск «Ералаша» «Серёга, выходи!», по которому большинство зрителей помнят актёра и поныне. Повзрослев, Максим Сидоров с кино и тв завязал и выбрал профессию, не связанную с публичностью.

Сложнее было найти второго персонажа — песца Наполеона. В выборе исполнителя участвовали Эдуард Бочаров и Юрий Коваль. Писатель рассказывал, что режиссёр на «пробах» представил ему четверых кандидатов: три претендовали на главную роль, четвёртый должен был стать дублёром-каскадёром. Коваль позже написал небольшую забавную заметку о «пробах». По его словам, первый песец был немного застенчив, второй показался ему подходящим, но не имел полосочки на носу, а эта деталь для писателя была крайне важной, без неё он не мыслил своего Наполеона III. А далее цитата:

«И мы подошли к третьему претенденту. Прекрасная чёрная бархатная полосочка рассекала его изящнейший нос. На миг приоткрыл он свои золотистые, глубокие глаза, оценил пристально меня, режиссёра и отвернулся.

И тут я достал из кармана компас. Осторожно поднёс компас к носу артиста. Чёрная полосочка на носу и стрелка компаса указали одно направление — на север, на полюс.

— Этот! — сказал я. — Раз уж герой нашего фильма — гордый песец, а вернее, ещё недопёсок по кличке Наполеон Третий, — рвётся на север, значит, и артист должен рваться туда же. Берём!»

Взяли на съёмки и дублёра — маленькую собачку Жучку, на которую даже пошили шубу из песца, чтобы она не отличалась от основного артиста. Однако её помощь не понадобилась — песец справился с ролью сам.

На съёмки группа поехала в Сыктывкар, но там наступила ранняя оттепель, так что пришлось перебраться в село Усть-Цильма. Там и в соседней деревне Гарево создали большую часть фильма при активном участии местных жителей, в том числе школьников.

Но в кадре появились не только непрофессиональные актёры, но знаменитости: в роли директора школы Серпокрылова снялся Вадим Захарченко, завуча сыграла Валентина Березуцкая, уборщицу — Мария Виноградова. Родители активистки и старосты класса, приютившего Наполеона Веры Мериновой — Светлана Светличная и Даниил Нетребин, саму Веру сыграла школьница Аня Золотарёва.

В роли директора зверофермы Некрасова, втайне мечтающего о выведении некрасовской породы песцов, — Николай Сморчков, а в роли корыстного дяди Миши, отобравшего песца у Лёшки, — Александр Январёв.

Болтливой продавщицей деревенского магазина, то и дело вступающей в споры с нелюдимым местным стариком, которого все считают колдуном, стала Майя Булгакова,

а самого колдуна, который якобы видит вокруг людей какие-то колёса (наверное, это что-то вроде ауры), изобразил сам режиссёр Эдуард Бочаров.

Кстати,

для него «Недопёсок Наполеон III» стал последней режиссёрской работой, в дальнейшем он выступал лишь как актёр.

В завершение скажу, что для меня «Недопёсок Наполеон III» всегда был почему-то радиопостановкой, которую я слышала не раз. А о том, что есть такой фильм, узнала относительно недавно. Но фильм очень хороший и душевный, несмотря на то, что действие происходит зимой, он очень тёплый и уютный и определённо вызовет у вас чувство ностальгии. Теперь же вновь передам слово Юрию Ковалю:

«В перерывах между съёмками он <песец> лежал и задумчиво смотрел куда-то в сторону. По компасу я проверял, что чёрная бархатная полоска на его носу всегда точно показывает не север.

В конце съёмок, когда киноэкспедиция была за Полярным кругом, артист обманул съёмочную группу и убежал. Рассказывают, что сейчас он живёт неподалёку от Северного полюса».

А вы знали, кто такой недопёсок?

Оцените статью
Cгущёнка, тушёнка, одежонка: что делать со сбежавшим Наполеоном
Самый жесткий, но справедливый эпизод возмездия в отечественном кино 90-х