«Меня это не касается…» — неудачный фильм с красивой Понаровской

Не так давно мы беседовали о детективах Герберта Раппапорта «Два билета на дневной сеанс» (1966) и «Круг» (1972), где повествовалось о работе ОБХСС — отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности.

Сегодня мы поговорим о третьем фильме из этой серии — «Меня это не касается…» (1976), где в главной роли снялся тот же Александр Збруев, правда, он почему-то уже не Александр Алёшин, а Сергей Шубников, то есть другой персонаж.

Зачем это было сделано — неясно, ибо так могла бы получиться трилогия о сотруднике ОБХСС. «Меня это не касается…» получился гораздо слабее, чем два предыдущих фильма, а в ряде сцен актёры …плохо играют.

Да-да, иной раз и советские артисты почему-то не старались. Вернее, такое чувство, что им было скучно играть. Сценарная задумка – интересная, а вот диалоги и характеры – не получились.

Много наивного, не соответствующего 1970-м годам. Вот всё то же самое …лет 20 назад – во времена «Дела Румянцева» (1955) – было бы самое то. Много патетики – с одной стороны, а с другой – какая-то нарочитая гнусность отрицательных персонажей.

Луч света, помимо Александра Збруева, который всё же старался, – певица Ирина Понаровская, которая в 1970-1980-х снялась в нескольких проектах. Вот она играет неплохо, а её дуэты с Александром Збруевым – то, ради чего фильм можно посмотреть.

Кроме того, Понаровская стильно одета, и её наряды в кадре – воспоминание о модах середины 1970-х. Итак, действие происходит в некоем южном городе и всё начинается с автомобильной катастрофы, когда погиб директор ткацкой фабрики Карташов.

Следствию непонятно, как и почему Карташов «не вписался» в поворот, хотя… Решают проверить, не явилось ли это действие – самоубийством. Параллельно с этим на ту фабрику прибывает старший инспектор ОБХСС Шубников – под видом представителя НИИ Легпрома.

Понятно, зачем – чтобы жулики (если они всё же окопались на фабрике) считали Шубникова обычным технарём, ничего не понимающим в махинациях. Там же он познакомился с эффектной Региной Корабельниковой – сотрудницей фабрики.

Нет-нет, романа меж ними не случилось – у той Регины есть жених – доктор Вадим (Юрий Демич), бесконечно повторяющий сентенции о честности. Например, ему не нравится, что дядя Корабельниковой обеспечил будущим молодожёнам квартиру в обход некоей семьи.

Тут всё правильно. Тонкость в том, как это подать. Здесь подано топорно и плакатно. Да и само название – как из газетной публикации. Дескать, нельзя быть равнодушным, это — потворство уголовщине и всему плохому, что есть в обществе.

Да, выясняется, что весь смысл аферы в мокрой шерсти, которая тяжелее обычной. Этот-то весовой «излишек» и пускают налево, а по документам всё в ажуре. Показана в фильме и дольче-вита преступной группы – антиквариат, камешки и загулы в местной «точке» под названием «Горячий ключ».

В те годы было особо не шикануть напоказ – сразу возникали вопросы, откуда у скромных бухгалтеров или технологов деньги на белую «Волгу» или на трёхэтажную дачу. Приходилось вкладываться в драгоценности, которые …никто не носил.

Да, в финале выясняется, что бывший директор и впрямь покончил с собой, оставив сыну длинное и пафосное предсмертное послание, которое тот должен был распечатать в день совершеннолетия.

Но распечатали раньше. Разумеется, всю кодлу арестовали, а деловитой Регине (к слову, она — родственница одного из участников) то был урок. Повторюсь, фильм мог бы получиться классным, захватывающим, увлекательным, но, увы…

Какая-то архаичная дидактика всё перевесила. Не спасли даже великолепные актёры — Бруно Фрейндлих, Борис Иванов, Людмила Аринина, Георгий Штиль, да и Александр Збруев с Ириной Понаровской не спасли — так, скрасили немножко.

Оцените статью
«Меня это не касается…» — неудачный фильм с красивой Понаровской
«Семь стариков и одна девушка»: за что Гайдай обиделся на режиссёра и куда пропала исполнительница главной роли