Каждый раз сомневаюсь в этом, когда смотрю замечательную лирическую комедию Геральда Бежанова, которую советские зрители впервые увидели в 1988 году.
Живет себе одинокий мужчина, очень умный, но страшно робкий перед женщинами. Поэтому не женат, и никого у нет. Он работает в НИИ, окруженный прелестными дамами. Перед ними он робеет, а они вертят Павлом как хотят.
Да, есть у него предмет любви — девушка в общественном транспорте, которую он встречает по дороге на работу. Но в силу своей робости Голиков к ней не смеет подойти, только украдкой поглядывает на неё. Незнакомка, конечно, давно заприметила его пристальное внимание, но тоже не смеет первой к нему обратиться. На то она и женщина!
И вот, к томимому мечтами о прекрасной незнакомке Павлу приезжает двоюродный брат Гена — его полная противоположность.
Родители жалуются гостю, что Павел никак не женится, отказывается от знакомства с предложенными кандидатурами. А им так хочется внуков! Гена решает помочь брату и они выходят на улицы, чтобы найти Павлу невесту. Гена учит Павла общаться с девушками и принаряжает его по моде.
Уж извините за пересказ, пусть и короткий, столь известного всем фильма! Но он здесь очень нужен…
Итак, продолжу свою мысль. Этот простой и очень жизненный сюжет (к нему — никаких претензий!) вылился в очень симпатичный фильм.
И всё бы хорошо. Но есть одно «но»…
Такая история вполне подходит для молодого юноши, лет так до 20 (можно чуть больше). Он молод и от природы застенчив. Такое бывает и в силу возраста, и робкого характера. От природы, от неправильного воспитания. Причин много. Окружающие хотят помочь стеснительному парню наладить отношения с противоположным полом и найти спутницу жизни. И, скорее всего, помочь ему познакомиться с прекрасной незнакомкой из автобуса. Павел, допустим, студент. Каждый день он ездит в институт, а прекрасная незнакомка тоже где-то учится.
Двоюродный брат Гена был бы постарше Павла, таким же повесой и женатым человеком.
Вот так бы киноистория «Где находится нофелет?» стеснительного студента выглядела бы весьма органично. Ну, конечно же, в юности и мужчины могут быть нерешительными. Это ведь так естественно!
Но, возвратясь от фантазий на тему этого фильма к ленте Бежанова, мы видим очень зрелого мужчину, которому за 40. Ладно, что Голиков в свои годы не женат — это вполне распространенная ситуация и сейчас. Но быть таким робким и застенчивым по отношению к женщинам в 40 лет — это уже определённый диагноз!
Ну, ладно, он не соглашался продолжить знакомство с женщинами, с которыми его сводили: не нравятся и всё тут! Тоже нормально.
Но, опять же, в 40 лет бояться подойти к женщине, которая понравилась и почти уже знакома ему (ездят вместе каждый день на протяжении долгого времени) — это слишком!
Мне кажется с возрастом несколько переборщили.
После долгих поисков на роль Павла Голикова утвердили уже известного Владимира Меньшова, оскароносного режиссёра и актёра. Под пристальным взглядом режиссёра он уронил в чашку с чаем пирожное и пытался выловить оттуда кусочки (это и послужило толчком к принятию решения).
На момент съёмок фильма Меньшову было почти 50 лет, а его дочери почти 20.
Нет, конечно, как актёр он прекрасно справился с задачей, и к тому же, он хорошо выглядел тогда. Но куда смотрели создатели фильма, поместив в центр такой истории возрастного мужчину? Достоверность от этого снижается.
В таком возрасте у мужчины должны быть свои, пусть и небольшие, истории отношений с женщинами. Хотя бы с одной.
Но судя по поведению Голикова, который шарахается от женщин, он невинный как дитя. Уж простите меня за такие эпитеты, дорогие читатели. Но разве в жизни такое бывает?
Голиков даже в шуточную игру «бутылочка» играть и поцеловать девушку боится.
Мне лично не верится в такое. Или точно он «шизик в жизни» как представил брата ловелас Геннадий.
Гораздо органичней и естественней выглядит история, рассказанная в фильме 1976 года «Встретимся у фонтана», в основе которого тоже сценарий Эйрамджана.
Это история знакомства и любви вполне зрелых людей. И там тоже играет прекрасная Теличкина. Очень милый фильм.
Киноленту «Где находится нофелет?» очень люблю. Смотрела и буду пересматривать. Но каждый раз, когда начинаю задумываться о возрасте героя, хочу сказать ему и всем создателям этого чудесного фильма как Станиславский: «Не верю!»