«Деньги, знаете ли, тоже воюют. Либо за нас, либо против»

В приключенческом фильме «Срочно… Секретно… Губчека» (1982) предметом торга между отрядом чекистов, белогвардейцами и хитрым японским дельцом стала пушнина стоимостью 50 миллионов золотых рублей. Пусть и не деньги в прямом смысле, но колоссальная ценность. Вокруг этого дорогостоящего товара и вертится сюжет, но интересна в нём и другая интрига — детективная, в некотором смысле напоминающая романы Агаты Кристи:

есть очень ограниченный круг подозреваемых (здесь это пять мужчин), все они находятся под пристальным наблюдением и обладают безупречным «алиби» (здесь, можно сказать, продуманной легендой), но и чекистам, и белым нужен только один. Даже зрители до финала так и не поймут, кого же все так старательно ищут.

Режиссёр Александр Косарев раньше с историко-революционной тематикой сталкивался лишь опосредованно: в 1976 он сотрудничал с режиссёром чилийского происхождения Себастьяном Алакроном, тогда снимавшим дебютный фильм «Ночь над Чили» о государственном перевороте 1973 года (тут небольшое отступление. Если вы ещё не посмотрели «Ночь над Чили», то обязательно посмотрите. Замечательное, хоть и очень непростое и даже жёсткое кино, напоминающее документальное. Это один из лучших образцов кино политического, фильм производит очень сильное впечатление). А вот «Срочно… Секретно… Губчека» — это уже сюжет из российско-советской истории, поскольку действие разворачивается в 1921 году в Якутии. Сценарий написали Оскар Волин и Валерий Шульжик (второй будет сценаристом и следующего фильма Александра Косарева),

в его основе — подлинные события тех лет.

Итак, красный отряд захватил огромный запас пушнины, принадлежавший белогвардейцам, которые планировали расплатиться мехом с японцами за поставку оружия.

Теперь красным во главе с командиром Аксёновым и комиссаром Басмановой надо переправить пушнину к своим. Но в ходе боя погиб проводник, а без него пройти через тайгу нельзя.

Отряд получает сообщение, что вскоре прибудет новый проводник, но эта же информация попадает и в контрразведку белых, где командует капитан Кандоуров, а содействие ему оказывает японский полковник, он же продавец оружия Хигути.

Контрразведка берёт под арест пятерых подозреваемых. Среди них почтенный профессор Васнецов, изучающий сибирскую фауну, священник отец Никодим, время от времени цитирующий Писание, аферист-бильярдист и владелец ловкой обезьянки Блейкин, юнец-гимназист Журавлёв, сбежавший от папеньки на золотые прииски с томиком Фенимора Купера и маменькиным золотым колечком, и штабс-капитан Петров, отпускник по ранению, владелец недвижимости и гордящийся своим званием русский офицер.

Кто-то из них и есть проводник. Но кто именно — неизвестно. Ни белым, ни красным.

И тогда чекисты решают вырвать из лап контрразведки всех, а потом уже разобраться, кто проводник.

Роль командира красного отряда Аксёнова получил якутский актёр Степан Емельянов. Арист в кино был дебютантом, хотя ему было уже под 50 и у него был внушительной опыт работы на театральной сцене. На роль комиссара Басмановой утвердили Ирину Короткову, супругу режиссёра Александра Косарева, которая снималась почти во всех его лентах.

А вот роль контрразведчика капитана Кандоурова неожиданно ушла Петру Вельяминову. Актёр уже давно имел амплуа героя положительно, постоянно играл идейных коммунистов, правильных руководителей и честных и прямых мужчин, поэтому в роли белогвардейца выглядел непривычно.

Кстати, позже Александр Косарев снова даст Петру Вельяминову отрицательную роль — в детективе «Сувенир для прокурора» (1989) он сыграет продажного директора завода.

Небольшую роль коллеги Кандоурова поручика Вольнова сыграл Сергей Мартынов, а в образе сотрудника контрразведки есаула Пушкарёва, заплечных дел мастера, предстал Роман Филиппов.

Японский полковник Хигути — это Олег Ли, который, что занятно, вовсе не японец, а кореец, родившийся в Казахстане. Дебют Олега Ли в кино состоялся чуть раньше — в знаменитом «Транссибирском экспрессе» (1977). Говорит он тут голосом Олега Голубицкого, который немного комично имитирует японский акцент.

Роли подозреваемых получили Михаил Новохижин (профессор), Сергей Яковлев (священник), дебютант Александр Стишёнок (с голосом Николая Бурляева).

Блистательно исполнил роль жулика Блейкина Владимир Басов (интересно, что у его героя отчество Исерович, но контрразведке в этом чудился намёк на на советскую действительность в духе ЭсЭрович),

а гордеца-штабс-капитана изобразил Олег Видов (внимание: он тут брюнет).

Ну и ещё две небольшие роли, которые нельзя не отметить. Во-первых, это доктор, живущий на выселках, где лечат прокажённых. В докторе с чеховской бородкой и в очках с первого взгляда и не узнать Георгия Юматова, хотя по голосу он, конечно, опознаётся тут же.

Во-вторых, эсер-кадет-монархист и сотрудник японской газеты Седов, который из-за неимоверной любви к наживе оказался пособником красных. Уже много лет он скрывается в Сибири, таясь от преследования, ведь когда-то он, ещё будучи обладателем другой фамилии — Матюшинский, обманул приятеля — самого попа Гапона! Этот факт используют красные для шантажа. В роли вальяжного прощелыги Седова Леонид Марков.

Съёмки фильма были масштабными. Все натурные эпизоды снимались там, где всё происходило в реальности.

Много сцен отсняли в Тобольске, кинематографисты поработали в районе Нерюнгри и Алдана, месяц провели в небольшом городке Покровск на берегу Лены.

Лошадей для съёмок предоставило Немюгинское племенное хозяйство в котором разводили породистых коней. Оттуда же прибыл и конюх, и из-за него на съёмках случился небольшой казус. По сюжету есаул Пушкарёву — отличный наездник и в одной из сцен должен был возглавлять белый отряд. Но исполнявший его роль Роман Филиппов ездить на лошади совсем не умел, кроме того, актёр был мужчиной крупным и тяжеловесным. Конюх наотрез отказался сажать актёра на породистого стройного коня, поэтому специально для Романа Филиппова отыскали якутскую лошадь, выносливую, привычную к нагрузкам, но приземистую. Из-за этого ноги актёра почти доставали до земли, так что оператору пришлось изощряться, чтобы зрители ничего не увидели.

Завершали съёмки уже в Москве, причём и здесь тоже снимали сцены с лошадьми. Для этого группа несколько дней провела на полигоне в Алабино, где уже много лет базируется кинематографический конный полк.

К прокату фильм подготовили в конце лета 1982 года, осенью он вышел в прокат. Кстати, первоначальное его название было «Срочно… Секретно… Якутскому губчека», но потом его подсократили. Лента получилась увлекательной, динамичной и смотрится с интересом. Особо прислушайтесь к репликам Кандоурова, они крайне любопытны. А фраза, вынесенная в название статьи, принадлежит японцу Хигути, и она, на мой взгляд, совсем не устарела.

В финале — вишенки на торте. В эстрадном номере в кабаке заняты танцовщики Татьяна Лейбель и Владимир Никольский (и в нём мне видится лёгкая аллюзия на Александра Вертинского), а музыку к ленте написал Алексей Рыбников, что само по себе внушительный плюс.

А вы догадались, кто же проводник? Я не догадалась, реального проводника я вычеркнула из списка одним из первых.

Оцените статью
«Деньги, знаете ли, тоже воюют. Либо за нас, либо против»
10 комедийных советских короткометражек, про которые вы могли и не знать