Случайных людей на съемочной площадке не бывает. Режиссеры, уже имеющие представление о будущей картине в своей голове, целенаправленно ищут актеров, подходящих под образ. Однако порой даже после огромных кастингов и проб, актеры меняются в последнюю минуту. Тому причиной могут быть личные обстоятельства, которые не позволяют актрисе полностью отдаться только лишь работе, личные конфликты с режиссером или членами съемочной площадки.
В советские годы роли можно было лишиться и из-за звонка «сверху». Кто из советских актрис, уже утвержденных на роли, покинул съемочную площадку уже в процессе работы и почему?
Евгения Симонова VS Ирина Алферова
На роль Констанции молодая и симпатичная актриса Евгения Симонова уже была утверждена. Более того, на нее уже были пошиты костюмы. Как вдруг неожиданно «сверху» пришла разнарядка о том, чтобы заменить ее на Ирину Алферову. К этому времени она уже обрела популярность благодаря драме «Хождение по мукам» и в Госкино считали, что ее нужно поддержать новыми интересными ролями. Однако не все в этой истории оказалось так просто.
Изначально главными претендентами на роль д’Артаньяна были Владимир Высоцкий и Александр Абдулов, не считая самого Боярского. Режиссер Юнгвальд-Хилькевич отличался тем, что предъявлял к актерам высокие требования, полагая, что они должны не только играть, но еще и отлично петь, а если нужно, то и танцевать и показывать гимнастические трюки. Да, известный бард прекрасно справился бы с музыкальной составляющей, но не подходил по возрасту. На тот момент Высоцкому уже было за 40, и на роль молодого мушкетера он не совсем подходил. К тому же его вызвали для игры в «Место встречи изменить нельзя».
Режиссер склонялся к утверждению на главную роль Абдулова. Однако в последний момент режиссер передумал, поскольку он не был достаточно музыкален, в его исполнении песни были слишком мелодичны и романтичны. Не хватало залихватской бравады. Боярский же, как мы и сами можем убедиться, в этом плане был однозначно хорош. Замена Абдулова повлекла за собой и замену Констанции. Посчитали, что Симонова не слишком удачно будет смотреться рядом с Боярским.
В кулуарах тут же стали шептаться, что это месть Алферовой (на тот момент она являлась супругой Абдулова) за мужа. К тому же монументальная Алферова с ее прохладно сдержанной красотой не совсем подходила на роль прибившейся ко двору авантюристки. Не зря же Дюма описывал Бонасье как «хорошенькая» повторяя это раз за разом. Что кстати никак не вяжется с монументальной красотой Алферовой. Понимал это и режиссер, который казалось, снимал Алферову против своей воли и то и дело срывал на ней злость.
В конченом итоге он все же насолил Алферовой и полностью переозвучил Констанцию. На экране за нее говорит Анастасия Вертинская.
Анастасия Вертинская VS Наталья Андрейченко
Режиссер Леонид Квинихидзе снимая «Мэри Поппинс, до свидания!» мечтал вернуть в детство взрослых, воплотив для них на экране настоящую сказку. Актриса, назначенная на главную роль, должна была эту самую сказочную героиню сыграть, вжившись в образ доброй волшебницы. На пробы было приглашено множество достойных актрис, однако свой выбор он остановил на Анастасии Вертинской.
Красавица-актриса с радостью приняла предложение и даже предложила на роль Майкла сына своей знакомой. Роль Джейн должна была достаться племяннице Майи Плисецкой – будущей балерине. Обоим детям, которые знали Анастасию до съемок, было с ней комфортно, что было весьма немаловажным фактором при создании фильма такого рода.
Уже вовсю строились декорации, были отсняты некоторые сцены и тут к процессу съемок был подключен Максим Дунаевский, которому было суждено сыграть заметную роль в судьбе этой кинокартины. По предварительной задумке в фильме не было особенно много музыки и песен. Но Дунаевским был предложен такой материал, что режиссер был готов пересмотреть концепцию.
Вертинской такой поворот пришелся не по нраву. Она так напрямую и заявила съемочной группе, что «странноватую дамочку» играть не намерена, а в ее видении Мэри Поппинс скорее своенравная леди. Песни к тому времени уже были записаны, да и голос исполнительницы как нельзя лучше сочетался с голосом Анастасии. Но в один прекрасный день актриса исчезла на автомобиле композитора и больше на съемочной площадке не появилась.
Учитывая, что чуть позже на роль няни будет утверждена супруга Дунаевского Наталья Андрейченко, в этом сложно разглядеть обычное совпадение. Режиссер, будучи приглашенным к композитору в гости, смог убедиться, насколько Наталья хорошо исполняет песни, написанные супругом. А после композитор изящно предложил Наталью на роль Мэри. Казалось бы, она совершенно не подходит на эту роль. Во-первых, песни уже записаны звонким и высоким голосом, а у Андрейченко более низкий голос. Во-вторых, режиссёр был уверен, что няня должна быть не просто стройной, а даже худой. Наталья же была обладательницей более пышных форм.
Однако ничего не могло встать на пути у актрисы, которая желал получить эту роль. Она стремительно похудела, а во время съемок говорила не своим, а более высоким голосом. Дети, которые уже успели привыкнуть к Анастасии, сначала расстроились. Но вскоре привыкли к Наталье, которая не только отлично справлялась с ролью, но оказалась дружелюбной и открытой. Такой же получилась и кинокартина.
Александра Завьялова VS Наталья Варлей
Панночку-ведьму в фильме «Вий» должна была сыграть Александра Завьялова – именно она была утверждена изначально. Актрису на роль в фильме режиссёра Георгия Кропачева выбирали долго и с пристрастием. Гоголь описал ведьму очень молодой и красивой. Потому едва ли не все советские актрисы, подходящие по возрасту были приняты во внимание. Однако далеко не все из них готовы были сниматься в такой роли. Одних пугала роль ведьмы, другие видели в съемках в гробу роковое предзнаменование.
К примеру, Нонна Терентьева, которая к этому времени уже была известной актрисой, хотела сыграть в фильме, снятом по классическому произведению. Но на роль ведьмы даже пробоваться не захотела. Актриса посчитала такую работу греховной, ведь одно дело сыграть отрицательного героя в детской сказке и совсем другое у Гоголя. Но желающих сыграть ведьму все же хватало. Картина обещала быть популярной, а значит, принесла бы известность и героине.
На пробах была утверждена Завьялова. Художественным руководителям пришелся по нраву ее колючий злой взгляд. Были начаты съемки. Когда они дошли до сцены полета в гробу, актриса призналась, что боится высоты и не может этого сделать. Рассматривался вариант заменить актрису на куклу, но это противоречило концепции фильма, ведь снимали то для взрослых. Значит все должно быть по-настоящему.
Считается, что именно в этот момент и вспомнили о Наталье Варлей с ее цирковым прошлым. Хотя изначально милая и обаятельная Наталья вообще не рассматривалась на эту роль. Она сразу же согласилась и на роль, и на полеты. Сцены, которые уже были отсняты с участием Завьяловой пришлось переснимать.
Такова официальная версия, по которой актрис заменили уже при начатом съемочном процессе. Но есть и другая версия, согласно которой Завьялову со съемочной площадки уволили после звонка руководителя «Мосфильма» Ивана Пырьева. Причиной тому были личные отношения актрисы. Два года тому назад она была замечена в связях с американским промышленником. А позже выяснилось, что он шпион. Видимо Пырьев предпочел перестраховаться даже несмотря на то, что прошло два года. Фильм, на который возлагались большие надежды, вполне мог остаться пылиться на полке.
Есть предположение и о том, что старый роман Завьяловой не причем. На тот момент она состояла в отношениях с режиссером Резо Эсадзе и, якобы именно он докучал своему коллеге звонками о Завьяловой. В результате смена актрисы была воспринята всей съемочной группой с облегчением.
Кстати цирковые навыки Варлей не раз играли ей на руку в актерской карьере. Для Гайдая тоже было важно, чтобы актриса самостоятельно выпрыгнула из окна дачи товарища Саахова, без дублеров исполняла и другие трюки.
Фильм «Вий» пришелся по душе не только советскому зрителю, но и был выкуплен зарубеж, в том числе вышел и в американский прокат. И это несмотря на то, что на тот момент считалось, что американские ужастики лучшие в мире. В 1968 году в СССР фильм просмотрели больше 30 млн зрителей, он вошел в тройку лидеров проката.