«Я знал больше, чем писали в газете»: почему Олег Янковский сыграл Ленина, а Сталина играть отказался

В 1970-е годы Олег Янковский на сцене Ленкома сыграл Ленина. Без грима. Играть этого персонажа Олегу Ивановичу было интересно по нескольким причинам.

1. Маленький Володя Ульянов, будущий вождь мирового пролетариата, был знаком с бабушкой Олега Янковского. Однажды прадед актера привез из другой страны маленькой дочке куклу, и Володя хотел выковырять ей глаза, чтобы посмотреть, как они закрываются.

2. Актер признавался, что знал чуть больше, чем писали о Ленине в газете «Правда». Его богатое семейство раскулачили и репрессировали за дружбу отца с Тухачевским.

— В семье тактично обсуждали некоторые вещи, которые нельзя было говорить вслух. Родители давали понять, что не все так просто, — вспоминал Олег Иванович в беседе с «АиФ». – Поэтому к роли я приступал вовсе не с комсомольским задором.

3.Янковскому дали разрешение сыграть Владимира Ильича без грима.

— Я тогда расценил это как возможность говорить с аудиторией на подтексте.

Роль получилась. Олег Иванович сыграл не бронзового вождя, а простого человека, усталого, измотанного. Тогда эта роль наделала много шума – зрители наконец-то увидели Ленина без восхищения. И это был прорыв в искусстве.

— Жаль нашей общей советской культуры, СССР – это была уникальная культуры, общий котел, где все влияли на всех. Мы еще будем страдать от того, что это утрачено, — говорил Олег Янковский, уточняя, что о крахе Советского Союза не жалеет.

При этом, Сталина Олег Иванович играть отказался, как и Воланда. И на то у актера была своя причина.

— Недавно отказался играть Сталина, Воланда. К этому нельзя прикасаться. Не согласен я с картинами, где разные актеры изображали Христа. Трогать не надо ни одной стороны, ни другой. А Сталина я играть отказался, потому что нельзя артисту играть человека, не сострадая ему, — признавался Олег Янковский.

Оцените статью
«Я знал больше, чем писали в газете»: почему Олег Янковский сыграл Ленина, а Сталина играть отказался
«Городской романс» — о страхе перед настоящей любовью