Выдающиеся стервы в советском кино. Актрисы были вынуждены оправдываться: «Я совсем не такая!». Правда ли, что эти роли рушили карьеру

Этих героинь было за что ненавидеть! Сыграть отрицательного персонажа, возможно, проще, чем положительного, но сыграть так, чтобы зритель возненавидел его, нужен талант.

Алёна Санина, «Чародеи» (1982): «Вы считаете меня ведьмой? Не по должности, а по сути? — Конечно!»

Алёнушка Санина была милой девушкой с великолепной косой, пока её не заколдовала Кира Анатольевна Шемаханская, мощная ведьма. Поводом стала месть за попытки Алёны отбить у неё жениха Ивана Киврина. Алёна была настолько безупречной, что и не думала посягать на чужую «собственность», а жених у неё и свой имелся — Иван Пухов. Но произошла путаница с часиками и оп-ля-ля, Алёнушка превращается в стерву, орущую на коллег.

Добросердечные отношения с сотрудниками немедленно испаряются, она устраивает хамские разносы, грубит и отпускает язвительные замечания. Аполлон Сатанеев ей под стать — не без шарма, но, безусловно, коварный и изобретательный в своём коварстве. Впрочем, влюблённого в неё Аполлона девушка ни в грош не ставит, хотя и соглашается выйти за него замуж, если он выполнит ряд требований!

Александра Яковлева отлично справилась с двумя ролями. Похоже, стервозная Алёна удалась ей больше, не зря говорят, что отрицательных персонажей играть легче. Зрители и ненавидели её героиню, и любовались: красивая, амбициозная и с характером!

На карьеру актрисы такая яркая отрицательная роль никак не повлияла в плохом смысле. В 1980-е её активно снимали в кино, было много главных ролей. В 1990-е во времена кризиса в кинематографе Яковлева ушла в управленческую сферу, где успешно реализовалась и проработала вплоть до своей преждевременной смерти в 2022 году.

Соседка. Белый Бим Чёрное ухо (1977): «А вообще он твердо усвоил, что двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попросись — и тебя впустят»

Добрый доверчивый Бим не понравился соседке, описанной в повести Гавриила Троепольского как «тётка небольшого роста, визгливенькая и жирная». Она целые дни просиживала на скамейке у подъезда вместе с другими «свободными женщинами». Тётка невзлюбила пса до такой степени, что писала на него жалобы, в которых нагло врала, и стала косвенной причиной смерти пса.

В фильме её сыграла Валентина Владимирова. Часто говорят, что настолько отрицательная роль, которую актриса сделала незабываемой, сломала ей карьеру. Это совсем не так, Владимирову, служившую в Театре киноактёра, исправно снимали и дальше в ролях второго плана. Но у актрисы, начавшей сниматься в 1955 году и сыгравшей более чем в 100 фильмах за свою творческую жизнь, главных ролей было всего две: Марья Кирилловна Громова в «Угрюм-реке» (1968) и Нина в «Авдотье Павловне» (1966).

Другое дело, что она переживала из-за сердитых писем зрителей, требовавших наказать злобную тётку и, возможно, ассоциировавших её с Валентиной. Но это говорит лишь о том, что актриса справилась с ролью на 100%! Зритель её любил, она создала множество впечатляющих образов в кино, а на концертных гастролях Театра киноактёра раскрывалась, как очень душевный, интересный и добрый человек. Зрители удивлялись, что такая сильная драматическая актриса реализовывалась на экране лишь в скромных ролях! В 65 лет Валентина Харлампиевна ушла на пенсию и жила в деревне, через два года её не стало.

Марта. «Не могу сказать прощай» (1982): «Не смоют любовь ни ссоры, ни вёрсты. Не смоют любовь…»

Продуманной и расчётливой стервой предстала на экране супруга главного героя Марта. Пока у мужа всё было в порядке, и он хорошо зарабатывал, она была с ним, а как стал инвалидом — до свидания! А ведь её жадность стала косвенной причиной того, что Сергей оказался прикован к постели. Да, можно говорить о том, что у мужчины своя голова на плечах должна быть, и не следует выходить на работу наперекор требованиям техники безопасности. Но… любовь зла, а стерв очень даже любят, боготворят и слушаются.

Интересно, что образ Марты задуман был глубже, но при монтаже часть сцен удалили, так что воспринимается она однобоко. Для актрисы Татьяны Паркиной роль была очень удачной, так как у неё не складывалась актёрская карьера. Рижанка окончила ВГИК, очень хотела остаться в Москве, но из-за отсутствия прописки вернулась в Ригу и работала солисткой-вокалисткой.

После пришедшей известности, снялась в нескольких фильмах: «Аплодисменты, аплодисменты» (Ниночка), «Крик дельфина» (жена капитана Ника), «Капитан «Пилигрима»» (миссис Уэлдон), «Пилоты» (Карин), но потом настали 90-е. В основном Татьяна занималась семьёй, а со своим мужем она прожила всю жизнь, скоропостижно скончавшись в 2020 году.

Вера Васильевна. «Вам и не снилось» (1980): «— Они что, звери?.. — Они просто родители. Обыкновенные родители, слишком любящие свое чадо»

За этой пронзительной историей школьной любви зрители наблюдали на экране с замиранием сердца. Симпатии зрителей были на стороне Ромки и Кати, а вот мама Романа вызывала негативные чувства. С одной стороны, понять её можно, ведь у сына впереди — хороший ВУЗ. Одарённый юноша, безусловно, успешно его окончит и много достигнет. Так, во всяком случае, считали и родители Ромки, и учителя.

Ранняя женитьба, к тому же на девушке, мечтающей лишь о семейном гнёздышке и детях, конечно, бросает вызов этому рисующемуся благополучию. Но Вера Васильевна действует настолько грубо, прибегая к манипуляциям и вранью, что в конце происходит трагедия. Выживет ли Рома? Зрители верили, что выживет.

А карьера у Лидии Николаевны в кино очень удачная, и то, что она сыграла такого неприятного персонажа, никоим образом не сделало её заложницей образа. У неё больше ста ролей, и 16 из них — главные. Сейчас она не снимается, актрисе всё-таки 85 лет.

Валентина Андроновна (Валендра). «Завтра была война» (1987): «Ребёнок — существо стихийно-вольное. Зачем же ему зря решётки ставить?»

Вот уж человек не на своём месте — ученики не любят своего завуча, она их тоже не жалует. Властная жёсткая женщина словно задалась целью лишить детей человеческих качеств, таких как доброта, сочувствие и милосердие. Вику Люберецкую она буквально травит и доводит её до самоубийства.

Вера Алентова, великолепно сыгравшая Валендру, на всякий случай заявляла: «У меня с моей героиней ничего общего нет и быть не может!» Вера Валентиновна не очень много снималась, но достаточно хотя бы того, что она сыграла в звёздной картине своего мужа и замечательного режиссёра Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

Актрисе 82 года, она всю жизнь служила в Московском театре им. Пушкина и продолжает радовать зрителей.

Жена Ненарокова. «Экипаж» (1979): «Значит, так: взлететь невозможно, а оставаться — погибнем. Отсюда вывод — будем взлетать»

Алевтина изводит своего мужа методично и не чувствуя берегов. Их сынишка, постоянно наблюдая мамину истерию и ссоры родителей, заикается. Она буквально изводит супруга, пилота самолёта Валентина Ненарокова, и, даже бросив его и выйдя замуж за мужчину, который её удовлетворяет во всех смыслах, буквально добивает бывшего, объявив, что сынишка должен называть папой отчима.

Как же дружно ненавидели Алевтину зрители! А ведь Ирине Акуловой роль далась нелегко. Не могла она достичь того градуса стервозности, который требовался режиссёру. Тогда Александр Митта применил к актрисе жёсткие меры: закрывал её в студии и, как только она засыпала, будил. И зрители увидели то, чего хотел режиссёр: дико раздражённую женщину, постоянно находящуюся на грани нервного срыва.

Ирина снималась мало, но, опять же, навряд ли тому была причиной эта яркая отрицательная роль в столь полюбившемся зрителям фильме.

Оцените статью
Выдающиеся стервы в советском кино. Актрисы были вынуждены оправдываться: «Я совсем не такая!». Правда ли, что эти роли рушили карьеру
Охранники в фильмах Балабанова: почему режиссер выставляет их полнейшими тупицами?