Любовь, похожая на сон — почему Валентина не уходит от Александра

Помните эту парочку из «Зимней вишни»? Она — воспитательница в детском саду, он — спортсмен активист, комсомолец. На досуге любят помотать друг другу нервишки и регулярно устраивают шоу «За стенкой». Потрясающе верно схваченная парочка! Все из жизни. Таких пар вокруг нас навалом. Мужчина с асоциальным типом поведения и женщина-спасалка. «Он же несчастненький, его пожалеть надо, он без меня пропадет!»

Итак, Валентина и Александр. Он ревнив, вспыльчив, любит устраивать сцены с выяснением отношений и даже может наградить любимую фингалом. Она в периоды его буйности бегает от него, прячется у подруг, рыдает, прикладывает пятаки к синякам. Но знаете, мне ее ничуть не жаль. Потому что такая жизнь — осознанный выбор Валентины. Она каждый раз возвращается к своему Сашеньке, который ей даже не муж.

Эти двое находятся в созависимых отношениях. Созависимость никогда не возникает на пустом месте. Созависимость можно сравнить с шестеренками: совпали зубчики с прорезями — и завертелось. Ну или можно сравнить с передатчиком и приемником: жертва (передатчик) посылает невидимые сигналы, понятные только тому, кто будет выступать в роли агрессора: пум-пум-пум… И когда это «пум-пум» достигнет агрессора (приемника), у того — хопа! — загорелась лампочка: она! И начинаются высссссссокие отношения. Это когда речь идет о супругах. Но подобные отношения часто возникают и между родителями и детьми, чаще всего между матерью и сыном (иногда — дочерью). Наверняка вы сможете припомнить среди знакомых какую-нибудь «бабу Клаву», которая волочет неподъемный груз — пьющего сына, который нигде не работает, ворует у матери деньги из пенсии на чекушку, а она его, болезного, все жалеет — сын жеж! — и продолжает его кормить, обстирывать-обглаживать и дальше волочь по жизни, не забывая при этом плакаться подружкам и родне. Созависимые отношения всегда продолжаются по инициативе жертвы.

Такие пары, как ни странно, весьма устойчивы, а отношения в них могут длиться десятилетиями. И даже если женщина в какой-то момент бросает своего муженька-агрессора, то тут же находит другого точно такого же. А потом вердикт: все мужики одинаковые. Да нет, мужики разные, это ты одинаковых находишь. Валентина терпит и ревность, и скандалы, и колотушки, да еще и жалеет своего мучителя: да вокруг него, де, интриги, да он пережил столько — обижают бедненького. Кто ж, его сердешного, пожалеет-то? Но на самом деле суть не в жалости, а в том, что эти двое получают друг от друга то, в чем больше всего нуждаются.

Если подумать — что общего у Валентины и Александра, что они дают друг другу? У них общие представления о том, каким должен быть настоящий мужик. Он явный неудачник по жизни, как спортсмен не состоялся так, как мечталось — ну интриги жеж, а больше ничего не умеет. Защитить свои интересы не может, мужиком себя не чувствует. А вот кулаком на бабу махать, орать, скандалить, строить из себя крутого самца — это просто. Вот тут он себя непревзойденным альфачом чувствует. Как тот кот в ролике: «Я бык!!! Я мужик!!!» Вот он и быкует против женщины. Она-то в бубен не засветит, да еще и восхитится. А Валюшка и правда восхищается. Ей нравится его поведение, потому что она воспринимает его как признак мужественности, самцовости, лидерства. Наверняка еще и гордится, чувствует свое превосходство над подружайками: О, какой у меня мужик! О-го-го! Не то что ваши слюнтяи в очочках. А, да, у вас и слюнтяев-то нет…

При этом весьма показательно то, что Валентина сама провоцирует конфликты:

– Я ему честно говорю: «Была на дне рождения. У Лариски можешь спросить», а он как дал!..

– А кто тебя за язык тянул?

– А что мне врать, если ничего не было? Он меня спрашивает: «Танцевала?». Я говорю: «Ну, подумаешь, всего два раза с одним мальчиком». «А он тебя провожал?» Я говорю: «Да, до троллейбусной остановки».

Лариса здоровый циник, она адекватно оценивает ситуацию и дальше говорит примечательную фразу:

– Ты ж Сашку знаешь!

В самом деле — Валентина не маленькая девочка, чтобы не понимать, что «Саша бяка». Они вместе не первый месяц, а может быть, даже и не первый год. Она прекрасно знает, на что способен Сашенька, и эпизод с выламыванием чужой двери далеко не первый в списке их развлечений. Но Валентина обрезает подругу:

– Да заведи ты своего мужика, им и командуй!

и как только Сашенька проигрывает двери в неравном бою, с радостью кидается спасать любимку, как будто ничего и не было: ни скандала, ни удара кулаком в глаз, ни откровенного хулиганства, за которое по-хорошему Сашеньку бы суток на 15 в кутузку для усмирения духа и тела, а из квартиры пенделя под зад, чтобы летел вперед собственных воплей.

Но этого не будет. Им это не нужно. Им нужно, чтобы кровь кипела от страстей. К тому же, как всегда и бывает в таких парах, их отношения имеют цикличный характер: период спокойствия-конфликт-агрессия-период спокойствия-конфликт-агрессия, и в период спокойствия у них тишь да гладь, да божья благодать, тьмоки-тьмоки, тортиком с ложечки, обнимашки-целовашки. Полная иллюзия благополучной пары. Он с ней чувствует себя мужиком, она — при мужике. Лубофф у них, вам не понять. И ващще вы все завидоваете.

Так вот, почему мне их не жалко.

А потому, что их все устраивает. Это для адекватных людей их отношения нездоровые, а для них это нормальная семейная жизнь. Такие еще любят говорить «Ой, да все так живут!» Их полностью все устраивает. Ну подумаешь, мебелью пошвырялся, ну подумаешь, в лобешник зарядил — ну так он же мужик. Ни ее, ни его в этих отношениях против воли никто не удерживает, они даже не муж и жена, делить нечего, захотели бы разбежаться — разбежались бы легко и просто. Все, что происходит, происходит с их обоюдного согласия, а посему жалеть их — пустая трата времени и сил. Не нуждаются они в нашей жалости.

Оцените статью
Любовь, похожая на сон — почему Валентина не уходит от Александра
Отказалась от кинокарьеры ради жизни в тайге: судьба пропавшей с экранов актрисы 90х Татьяны Скороходовой